Домой Детская мода Писаная краса. Идеальный макияж на Руси – чем больше, тем лучше

Писаная краса. Идеальный макияж на Руси – чем больше, тем лучше

Невероятные факты

О красоте русской женщины слагают легенды.

Русская красавица - предмет восхищения и вожделения мужчин из разных стран мира.

Новое видео, покорившее интернет, демонстрирует, как менялись тенденции женской красоты в России на протяжении прошлого века.

Видео модель Аня Зайцева в тандеме с визажистами, стилистами и парикмахерами смогли показать изменения, происходившие во внешнем облике русской красавицы в течение 20 века.

Образ девушки меняется каждые несколько секунд.

Таким образом, Анна демонстрирует, что было характерно для женского стиля в каждом из десятилетий 20 века.

Как менялась русская женщина

Видео начинается взглядом на эталон женской красоты 1910-х годов . К тенденции тех времён можно отнести мягкие линии локонов и прически, увенчанные жемчужным головным убором. Такой образ идеально отражает стиль модерн , актуальный для начала 20-го века.


Деликатный образ контрастирует с поэтическим драматизмом второго десятилетия 20-го века . Стиль арт-деко, возникший после окончания Первой мировой войны, быстро завоевал популярность в 20-х годах.

Для стиля того времени характерными особенностями являлись резкие подчеркнутые линии и симметрия.

Следовательно, одной из самых популярных тенденций красоты среди женщин в то время была культовая прическа боб, выразительные глаза, макияж smoky-eyes и темные бархатные губы.


В 1930-е годы моду и стиль русской женщине диктовала коммунистическая идеология . Новое политическое движение призывало женщин отказаться от макияжа и устраиваться на работу с целью помочь построить новую Россию.

Образ русской красавицы


1940-е годы были отмечены трагичными событиями Второй мировой войны. Конечно же, ситуация в мире не могла не отразиться на моде и стиле прекрасной половины. Около 800000 представительниц слабого пола воевало на фронтах и в тылу.

В видео на Зайцевой известный предмет гардероба того времени, так называемая советская "пилотка".


В послевоенные 1950-е и 60-е годы в Россию возвращается жизнерадостность, вследствие чего в одежде начинают солировать смелые краски и яркие цветы. В моде крупные формы, определяющие стиль этих десятилетий.

Приверженцев одного из самого популярного в моде направления, приписываемого 50-х годам, называли "стилягами".


В то время модные тенденции в стране в значительной степени находились под влиянием американской моды и образа жизни, которому следовали некоторые представители советской молодежи, активно пропагандируя его среди своих сверстников.


Чтобы показать модные тенденции в 1970-х годах , Зайцева надела знаменитую кубанку - круглую шляпу с плоским верхом из мягкой каракулевой породы овцы.

Достаточно вспомнить российскую новогоднюю комедию под названием "Ирония судьбы" и главную героиню фильма Надю, чтобы представить себе, как выглядела типичная русская женщина в те времена.


Образ 1980-х годов складывался под влиянием многих знаменитостей. Для тех лет характерными особенностями стали огромные лакированные челки. Буйство причесок, пожалуй, отличительная черта образа женщины в эпоху перестройки.

Стиль 80-х, казалось, предвещал распад Советского Союза и предстоящие изменения в стране.


Для 90-х и начала 2000-х годов характерна натуральность во внешнем виде, несмотря на яркий акцент на губах в 90-х и на глазах в 2000-х.


Особенные изменения претерпели прически. В моду входит естественность. Чёлки, имитирующие гнёзда птиц уходят в небытие.


Концовка видео совершенно неожиданная: создатели ролика дают ссылку на бунтарские настроения в обществе. Имитируя скандальную группу, Аня Зайцева надевает на голову так называемую балаклаву, проделывает отверстия для глаз и бросает свирепый взгляд в камеру.

Красота русской женщины

Ане Зайцевой удалось наглядно показать, как под влиянием внешних и внутренних факторов в стране, а также происходящих в мире событий, менялась русская красавица .

Именно мода и стиль являются отражателями того, что происходит в стране.

Видео может стать неплохим пособием для иностранцев, интересующихся русской культурой и образом русской женщины.

Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Русские мужики совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни. Русская девица могла быть худенькой в том случае, если ее не докармливали отец с матерью. Значит, семья совсем бедная, а это не очень хорошо для будущих родственников со стороны жениха.

С другой стороны, она могла быть худой из-за болезни. Это еще хуже. На Руси главной ролью женщины было материнство. Если девушка была больной, значит, могла не выносить ребенка или умереть при родах. Только крепкие телом, здоровые и выносливые женщины могли справиться с ролью матери и супруги.

Ни о какой контрацепции на Руси не слышали. Рожать женщинам приходилось часто, и детей в семьях было много. Их нужно было не только родить, но еще и выкормить, и воспитать. При этом женщины практически наравне с мужчинами работали в поле и вдобавок занимались домашним хозяйством. Все это требовало очень крепкого здоровья.

Завидная невеста

Выбирая невесту, сваха обращала внимание на такие показатели здоровья и будущего плодородия девушки, как высокая грудь, широкий таз, округлые бедра и стройные крепкие ноги. Хорошо, если девушка была высока и статна (но не долговяза).

У нее должна была быть ровная спина без единых признаков сутулости. Величественная и гордая осанка - стан, «как у павы» - считался особым достоинством. Такой супругой мужчина гордился, поскольку она напоминала княгиню, женщину высокого рода. Это считалось очень красивым.

У красивой невесты обязательно была длинная толстая коса. Длинные волосы – обязательный атрибут русской женщины. В нем были и красота, и женственность, и достоинство. Гулящим женам нередко отрезали косы, что считалось ужасным бесчестьем.

В то же время густые и здоровые локоны свидетельствовали о хорошей генетике женщины, что было залогом рождения крепкого, жизнеспособного потомства. Поскольку у большинства русичей были светло-русые волосы, именно этот цвет считался наиболее красивым.

Лицом бела и румяна

Идеалом красоты считалась девушка с гармонично сложенным лицом, чистой белой кожей и свежим румянцем на всю щеку. Пышные алые губы и большие ясные глаза довершали образ русской красавицы. «Кровь с молоком» - таким определением описывали достойную претендентку на роль невесты.

Идеалы красоты, как все мы знаем, непостоянны. Даже сейчас то, что вчера считалось красивым, сегодня уже может никому не нравиться, что уж говорить о временах достаточно отдаленных?

Это касается всего мира, в том числе и России. Давайте посмотрим, как изменялись стандарты красоты в России с древности до наших дней, в какую эпоху что считалось прекрасным, а что нет.

Женская красота в древней Руси

К сожалению, со времен древней Руси до нас не дошло никаких изобразительных памятников, которые бы показали – как выглядела женщина в старину. Картины, скульптуры, барельефы и фрески стали популярны относительно поздно, а до этого все почти покрыто мраком. Однако образцы фольклорного искусства: песни, былины и сказки, - все же показывают, как именно выглядела женщина древней Руси.

У всех древних народов женская красота была связана с материнством – и славяне не были исключением. Поэтому идеал красоты был крепким, дородным, статным, с гордой осанкой и высоким ростом. Есть даже свидетельства, что на Руси женщина могла считаться красавицей, только если ее вес достигал пяти пудов – а это ни много ни мало 80 килограммов! Кстати, идеальное телосложение было одинаковым практически во всех сословиях, от крестьянства до купечества – худоба везде считалась недостатком.

Еще одним поводом для гордости у женщин древней Руси была белая кожа и яркий румянец. В сказках мы можем встретить описание такой внешности в виде идиомы «кровь с молоком» - так описывают практически всех сказочных красавиц. Кстати, именно по этой причине на Руси широко применяли белила (кстати, довольно вредные для кожи и здоровья), и румяна. Бедные девушки за неимением денег на косметику часто румянили лицо обычной свеклой. Также в цене были «ясные очи» и «собольи», то есть очень густые брови.

Волосы обязательно должны были быть густыми и длинными – в дохристианские времена они были показателем магической силы, а позже говорили о здоровье их обладательницы. Обычно волосы убирали в косу – распущенными их только иногда носили молодые незамужние девушки. Кстати, именно от этой традиции пошло выражение «опростоволоситься» - показаться при посторонних с распущенными волосами.

Картина Б.М. Кустодиева. Русская Венера

Идеалы красоты сохранялись практически неизменными с языческих времен, пока Петр I не прорубил окно в Европу. Изменилось все – в том числе и стандарты женской красоты, которые теперь стали более «европейскими».

По-прежнему в цене оставалась женская кожа, а вот прически стали более сложными – более того, стало принято носить парики, а волосы под ними коротко стричь. В целом мода стала искусственной. Например, в купечестве было принято чернить зубы, чтобы показать, что ты богат и можешь позволить себе есть много сахара.

Среди аристократок зубы, конечно, не чернили, но за красотой следили еще более тщательно. Мужчинам того времени нравились родинки на лице женщин, которые называли «мушками». Доходило даже до того, что женщины, у которых этих мушек не было, прикрепляли себе на лицо искусственные.

В целом женщины того времени стремились все меньше походить на своих бабушек и мам, причем не только внешне, но и по поведению. И мужчинам того времени это нравилось.

Довольно долгое время после Петровской эпохи в России сохранялись аристократические идеалы красоты – бледная кожа, корсеты, пышные платья.

Однако после Первой мировой войны и Октябрьской Революции ситуация с критериями женской крвсоты снова радикально поменялось, как в России, так и во всем мире.

1920-е

Революция и Первая мировая война заставили женщин взять на себя многие мужские обязанности, из-за чего стандарты красоты сильно изменились. Раньше красивыми считались изнеженные девушки, но теперь образ идеальной женщины стал гибким, в чем-то даже худощавым, с узкими бедрами и плоской грудью. Девушки стали коротко стричься, но при этом не перестали краситься.

Гораздо меньше стала популярна бледность – ведь теперь женщины была работницей, строителем коммунизма – а раз она много работала, в том числе и на природе, то должна была иметь естественный здоровый загар.

1930-1940-е

В этот период столь кардинальные взгляды на женскую красоту немного смягчились – красивыми вновь стали считаться женщины с выраженной грудью, бедрами и талией. Идеалом красоты в СССР становится киноактриса Любовь Орлова, очень похожая на европейских и американских звезд и отличающаяся от них только большей телесностью, свойственной славянскому менталитету. В цене теперь образ не «девочки» а зрелой, взрослой «бальзаковской» женщины.

Женская красота в годы Второй мировой войны и послевоенного времени

В это тяжелое время женщины также стремились выглядеть красиво, но их образ снова приобрел множество мужских черт. В СССР в это время ценились суровые боевые подруги, женщины решительные, уверенные в себе и сильные. Конечно, платья носились, но только по праздникам – в остальном одежда стала практичнее, а черты идеальной женщины стали более приземистыми, крепкими.

1980-1990-е

После того, как мир оправился от шока Второй мировой, стандарты красоты не спешили изменяться, но все же постепенно двигались к тому, что мы видели сейчас.

До конца 1980-х стройность не была обязательной для красоты. Замужним женщинам после 40 лет вполне допустимо было носить 50-й размер одежды.

Однако в конце 80-х начале 90-х все изменилось. Во всем мире стала модна аэробика, причем ее изобретательница позитивно говорила об СССР, так что у нас аэробикой увлеклись практически все, и худоба быстро вошла в моду. Теперь мужчинам нравились в основном именно худышки, но все-таки с формами, то есть более женственные, чем после Второй мировой.

Современные стандарты красоты

Современные стандарты красоты в России практически такие же, как во всей Европе. Хотя теперь все не так однозначно – мужчинам нравятся женщины абсолютно разной внешности. Но, несомненно, какие-то общие стандарты красоты все-таки есть.

Чтобы узнать, какие именно женщины сегодня нравятся мужчинам, разумнее всего будет спросить у мужчин. Данные многочисленных опросов подтверждают, что мода на чрезмерную худобу уходит в прошлое. Большинство мужчин утверждают, что им намного больше нравятся женщины с формами, чем очень худые модели из глянцевых журналов.

Также в результате опросов было установлено, что идеальный объем бедер для современных русских мужчин – 100 сантиметров, а талии – 70 сантиметров. Самым соблазнительным размером почти единогласно признали 46 – а ведь его знаменитая обладательница Мэрилин Монро худой никогда не считалась. Также оказалось, что мужчинам не так уж нравится полностью плоский живот – немного полный женский животик они считают даже более соблазнительным.

Телеведущая Анфиса Чехова в купальнике

Кроме всего прочего, сейчас в России существует два полностью противоречивых стандарта красоты – одним нравятся «искусственные тела», а другим, наоборот, естественная красота, близкая к стандартам древней Руси. Что победит в итоге, мы, вероятно, увидим уже очень скоро. А может, возникнет что-то третье, и стандарты красоты изменятся еще более радикально? Нам остается только наблюдать.

Полезная статья?

Сохрани, чтобы не потерять!

Красота и макияж женщин древней России!

Ещё иностранцы, приезжавшие в допетровскую Россию, отмечали удивительную вещь - при том, что знатные женщины практически никуда, кроме церкви, не ходили, они всегда были накрашены - набелены и нарумянены. И мужья охотно тратили деньги на их издержки в косметике! Почему?


Упоминание о чрезмерном увлечении московских женщин косметикой мы найдём в записках и дневниках многих европейских дипломатов: в бумагах барона Мейер-берга, Рейтенфельса, Койэта, Шлессингера и Корба. Они пишут, что румяна и пудра у русских женщин считаются эталоном красоты и вкуса. Малейший загар на лице благородной женщины был признаком «чёрных» крестьянок, а румяные щёки, наоборот, признаком хорошего здоровья.




Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было просто неприлично. Женщины, не стесняясь, сурьмили ресницы и брови, раскрашивали шею и руки коричневой, белой и голубой красками. Особенно увлекались косметикой женщины из боярского сословия. Переняв привычку у татарок, они даже чернили зубы. Доходило до смешного — девицы были буквально красными, древний макияж скорее портил природную красоту, чем украшал.


Некоторым женщинам, красивым от природы, приходилось подчиняться моде, чтобы не быть осмеянными, и краситься как все. Княгиня Черкасская очень долго сопротивлялась, не желая портить свой лик краской, но вынуждена была смириться.


Иностранцы недоумевали - «у них на лице столько краски, будто они покрыли его с помощью кисти». Вот как писал о русских женщинах Адам Олеарий — преподаватель Лейпцигого университета, математик, физик и историк, библиотекарь и антиквар на службе у герцога Голштинского. Дважды он участвовал в голштинском посольстве в Россию: в 1633-1634 и в 1635-1639 годах. Адам Олеарий опубликовал свои записки о путешествиях в Россию.


«…Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной».


В Москве белила и румяна продавались в самом центре у торговых людей в белильных и овощных рядах в Китай-городе, возле Лобного места, у храма Василия Блаженного.


А со второй четверти XVII века здесь установили белильный ряд, но торговать можно было только срук, точнее с коробов, лавки здесь возбранялось ставить. Хранили белила и румяна в белильницах и румянницах, они представляли собой небольшие коробочки, обшитые золотом и серебром, низанные жемчугом, иногда серебряные, украшенные финифтью и каменьями.




У каждой женщины были такие коробочки, которые служили для клеельницы и суремницы, в них держали клей для волос и сурьму для бровей. В свою очередь эти коробочки «берегли» в ларцах, ящиках и шкатулках. Кроме них там лежали ароматница, разные бочечки, тазики, чашечки с необходимыми косметическими средствами: бальзамами и помадами, хрустальные скляницы с водами и водками.


При таком обильном использовании косметики, большое внимание уделялось красоте кожи и личной гигиене. Обязательным было утреннее омовение с мылом и розовой водой (отваром шиповника) или же «водою, в которой парена есть романова трава» (отвар ромашки). Зубы чистили «корою дерева горячего и терпкого и горького, на язык шкнутаго (жёсткого). Поскольку «лицевая чистота», даже без «углаждения» специальными притираниями, почиталась «украшением лица женского», даже женщины из простых семей по утрам непременно «измывали себя».



Особое внимание в древности уделялось чистоте тела. Бани с использованием травяных настоев были важной и необходимой вещью. В банях проводили уход за кожей, её очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причём проделывали эту процедуру без боли.


Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспечённого ржаного хлеба. Для смягчения и питания кожи хорошо наносили на кожу мёд…


Так почему же, имея и добиваясь естественной красоты, русские женщины так неумело, но рьяно стремились к искусственной? Над этой женской загадкой ломали голову многие великие мужи. Одни пытались объяснить эту моду тем, что, облачившись в платья из ярких тканей, славянские красавицы видели свое ненакрашенное лицо бледным, эстетически несопоставимым с таким убранством, и это вызывало потребность завершить свой образ, придав ланитам столь же яркие цвета, что преобладали в тканях и драгоценных камнях их уборов.



Другие полагали, что это может быть связано со страстной натурой русских людей… И коли они жили в столь контрастном мире: в природе — холодная зима и жаркое лето, в обществе — богатый и нищий, то и в своём быту они повторяли этот контраст, и захотелось им видеть свою кожу не просто светлой, а белоснежной, а румянец — ядрёным и густым. Красавицы воспринимали буквально и белизну снега и красный маковый цвет, и прямо и непосредственно воспроизводили то, что казалось им красивым.



Писатель Николай Чернышевский считал, что подобная манера краситься имеет восточное заимствование. «Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие».


Историк Василий Ключевский сделал, пожалуй, самый интересный и скандальный вывод: этот обычай «… делал красивых менее красивыми, а дурных приближал к красивым и таким образом сглаживал произвол судьбы в неравномерном распределении даров природы. Если так, то обычай имел просветительно-благотворительную цель, заставляя счастливо одарённых поступаться долей полученных даров в пользу обездоленных…».

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Новое на сайте

>

Самое популярное