Домой Детская мода Мини - музеи как средство патриотического воспитания дошкольников консультация на тему. Мини-музеи в доу как средство патриотического воспитания Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Мини - музеи как средство патриотического воспитания дошкольников консультация на тему. Мини-музеи в доу как средство патриотического воспитания Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Текстовая HTML-версия публикации

Тема: «Музей как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников» Составили: Петушина Светлана Геннадьевна Воспитатель I квалификационной категории Шкляр Оксана Александровна Воспитатель I квалификационной категории Нижний Тагил 2015г.
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……2 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. 1 Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников…………4 1. 2. Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников……………………………………………..7 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3. Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения……………………………………………………………………..10 4. Мини-музей «Русская изба» в старшей дошкольной группе …….….15 ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
3 ВВЕДЕНИЕ Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
4 Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.

Анализ актуальности позволил сформулировать тему исследования: «Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Объект исследования: процесс нравственно – патриотического воспитания. Предмет исследования: педагогические условия проектирования деятельности с использованием ресурсов мини – музея в рамках организации нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель:
определить систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.
Задачи:
 Рассмотреть понятие нравственно-патриотического воспитания;  Изучить теоретические основы музейной педагогики;  Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении;  Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини- музея «Русская изба» в старшей дошкольной группе.

5 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
6 Содержание патриотического воспитания дошкольников:  приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.  знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;  проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;  организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости. Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого- педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;
7 обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
8
1.2
Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании. Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейно–образовательная программа располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейно–образовательным программам относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка. Безусловно, детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Музейно-образовательные программы активно внедряются в дошкольную и школьную практики, используются в рамках гуманитарно-эстетического и естественно – научного профиля. Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Экскурсовод музея и педагог образовательного учреждения должны отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Задача экскурсовода помочь ему в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная
9 подготовка к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры человека. Интерес к окружающему миру, к культуре, пробуждается у ребенка еще в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира. Музейно-образовательная программа экскурсионной работы с детьми призвана раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей, предлагать нетрадиционные формы работы, с элементами игры, поиска и совершенствования. Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется
10 достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).
11 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения. Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама,
12 бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав. Мини-музеи должны постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа: 1. Подготовительный этап В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 2. Практический этап. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие
13 становятся экскурсоводами. 3. Подведение итогов. Тематика мини-музеев может быть различной:  «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;  «Мини-музей Русская изба» - знакомство дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа;  «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;  Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;  «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);  «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;  «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
14  «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;  Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;  Картинная галерея;  Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;  «Воинской доблести и славы» и др. Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:  выявление творческих способностей детей;  расширение представлений о содержании музейной культуры;  развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
15  создание условий для творческого общения и сотрудничества. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
16 2.2 Мини-музей «Русская изба» в старшей дошкольной группе В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, создаваемых в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем детском саду функционирует фольклорный мини-музей «Русская изба». Цель мини-музея: приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа. Задачи мини-музея: знакомить дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа; знакомить с фольклором; расширять словарный запас дошкольников; воспитывать у детей интерес к культуре русского народа; осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников. В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты: предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар) ; макет русской печи, детская колыбель; декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола) ; предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись) ;
17 русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.) ; куклы в русских костюмах; народные музыкальные инструменты; народные игрушки. Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагоги совместно с родителями проводят серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям рекомендуется посетить с детьми действующие музеи и выставки нашего города. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными совместно с воспитателем и родителями. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор.
18 Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части. Формы работы в мини-музее: 1. Пополнение мини-музея экспонатами. 2. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 3. Экскурсии для детей и родителей. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Мы стараемся добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому нами продумано обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Прежде всего мы используем разнообразные игры музейного содержания:  игры-развлечения,  игры-путешествия,  игры-графические упражнения,  интеллектуально-творческие игры,  игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр используются такие виды работы, как:  заполнение музейных словариков,  детские рисунки, коллажи, аппликации и т.п.;  выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.
19 Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. В этом нам помогают:  логические задания по определению качественных признаков предмета,  мастер-классы по лепке, оригами Хочется отметить, что экспонаты наших мини-музеев используются не только в основной образовательной деятельности, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности. Мы считаем, что создание мини- музеев, а не просто коллекций в группах, позволит педагогам: - сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей; - обогатит средства формирования культуры дошкольников; - приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей; - будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников; - поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром. Создавая музеи на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно – ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную. Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. В результате пропагандисткой работы педагогов увеличивается число, совместных с родителями посещений выставок города.
20 Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.
21 Заключение Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций. Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с. 2. Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России [Текст]: Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» / Громыко Ю. В., Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М., 1999. – 7 с. 3. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с. 4. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с. 5. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. 6. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29 7. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
23 8. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. 9. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. 10. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42. 11. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50. 12. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63. 13. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 - С. 59-65.
24 Приложение 1. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание». 1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? 2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? 3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? 4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители? 5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? 6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? 7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города Кемерово? Если не, то почему? Спасибо за сотрудничество!
25 Приложение 2. Схема описания экспонатов. Рисунок (фотография) экспоната Название: (Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.) Где собран: (Указывается место сбора, его особенности: например, Урал - горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно- воздушная (летает), наземная, почвенная.) Кем собран: (Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.) Краткая информация об экспонате: (Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы - например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.) Как использовать в работе с детьми: (При изучении каких блоков программы «Наш дом - природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование). Дополнительная литература: (Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой
26 описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)
27 Приложение 3. Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота» Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.  Обращайте внимание ребенка на красоту родного города  Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.  Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.  Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.  Расширяйте собственный кругозор  Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.  Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
28  Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
29 Приложение 4. План работы в мини-музее «Русская изба» с детьми старшего дошкольного возраста
Сентябрь
1. «Русская изба» - составные части русской избы (крыша, рама, сруб, наличники) . Рисование «Изба». Конструирование «Русская изба». Сказки, викторины по теме. 2. «Изба: внутри – печь» - значение печи: обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, спали и лечились. Пословицы о печке. Игра «В каких сказках встречалась печь». 3. «Электроприборы вчера и сегодня» - приспособления наших предков для освещения: лучина, свеча, лампа. Иллюстрации осветительных приборов вчера и сегодня. Игра «Что лишнее? ».
Октябрь
1. «Расшитые полотенца» - труд вышивальщицы. Рисование на тему «Узоры для полотенца». 2. «Царский угол хозяйки» - прядение (самопрялка, веретено) . Песня «Пряха».
30 3. «Люлька – кроватка для малыша». Игры с куклой, разучивание колыбельных.
Ноябрь
1. «Хлеб – всему голова» - представления о снопе пшеницы, овса, беседа о труде хлебороба. Рассматривание и беседа по картине «Хлеборобы». 2. «Русский костюм» - национальный русский костюм, символика орнамента вышивки. Рисование на тему «Узоры для русской рубашки». Дидактические игры.
Декабрь
1. «Головные уборы» - косынки, платки, кокошники. Украшение платка, косынки, кокошника. 2. «Профессия – художник» - репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», И. А. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», В. И. Сурикова «Русская красавица». Игра «В мастерской художника», рисование. 3. «Русская красавица, русский богатырь» - продолжить знакомство с картинами В. М. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван – Царевич на сером волке». Игры: «Русская красавица», «Русский богатырь». Рассказы по картинам.
31
Январь
1. «Коляда» - атрибутами для колядовщиков: маски, мешок, элементы костюма. Изготовление масок для игр, разучивание стихов о зимней природе, колядок. 2. «Сине-голубая Гжель» - история гжельского промысла. Гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, фруктовница. Рисование гжельской посуды.
Февраль
1. «Масленица» - атрибуты для праздника. Русские песни, пляски, игры: снежная крепость, строительство ледяной горки, подвижная игра «Горелки». 2. «Золотая Хохлома» - история хохломской росписи. Рисование орнамента: «травка», «завиток», «капельки».
Март
1. «Куклы» - куклы разных времён, появление кукол, материалы для их изготовления (дерево, солома, глина, мох) . Изготовление кукол из тряпок, соломы, ниток; игры с куклами. 2. «Русская кухня» - русская национальная кухня (кулебяка, пироги, рогалики, куличи) . Лепка из теста пирогов с капустой, баранок и калачей. 3. «Полезные каши» - рассказ о пользе каш.
32 Варка каши из тыквы.
Апрель
1. «Пасха» - праздник Пасхи. Пасхальные яйца, куличи. Беседа о христианских праздниках и обычаях, украшение пасхальных яиц; игра «Кто из яйца? ». 2. «Народные музыкальные инструменты» - предметы старины и быта: рубель, валек, ложка, трещотка, колотушка и их назначение сегодня. Игра на музыкальных инструментах.
33 Приложение 5. Мини-музей «Русская изба»
34




Актуальность В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить "…" воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью". Патриотическое воспитание на современном этапе - неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы и методы в нравственно-патриотическом воспитании. Одним из таких методов является создание и использование в воспитательном процессе мини-музея.




Задачи Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире; Развивать творческие и организаторские способностей, предоставлять возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; Формировать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики; Воспитывать любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Обогащать предметно- развивающую среду. Формировать у дошкольников представления о музее. Развивать познавательные способности и познавательную деятельность. Развивать речь и расширять словарный запас.


Гипотеза Музейная экспозиция может выступать эффективным средством нравственно-патриотического воспитания при выполнении следующих условий: музейная экспозиция рассматривается, как важный и составной компонент системы нравственно- патриотического воспитания; учитывается подлинность экспоната; вариативность выставок, использование художественно-краеведческой направленности; дифференцированный подход, учет возрастных особенностей; моделирование проблемной ситуации; интегрированные формы деятельности в экспозиции. экспозиция рассматривается как поли художественное произведение, обусловленное интеграцией различных видов искусства.




Принципы построения системы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами мини-музея Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию. Принцип предметности. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельной людей. Коммуникативно-информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование..


Методы исследования анализ результатов нравственно- патриотического воспитания детей группы. педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование родителей; проектная деятельность с детьми и родителями; анализ искусствоведческой, культурологической, музееведческой литературы; анализ и обобщение передового опыта по воспитанию средствами музейной педагогики


Предполагаемые результаты. С детьми С родителями Повышение уровня знаний детей о музее, о родном городе и крае Повышение познавательной активности детей в познании родного города и края, в поисково- исследовательской деятельности. Развитие креативности детей через создание творческих работ Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с ребёнком познавательной деятельности. Повышение уровня знаний родителей в области музейной педагогики Совместные творческие работы с детьми


Создание мини-музея «Веселые матрешки» Цель. Более глубокое знакомство с народной игрушкой (из чего сделана и как. различение матрешек по элементам узоров, обогащение сюжетов детских игр) Расширить и углубить знания детей о народной игрушке Развивать любознательность, творческие способности. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам Задачи


Этапы работы Подготовительный Определение темы и названия мини-музея; Выбор места для размещения мини-музея; Работа над дизайном оформления мини-музея; Подбор познавательной литературы; Составление каталога оборудования и экспонатов; Составление перспективного плана работы в мини-музее.





Заключительный (обобщающий) этап Очень любят все матрешки Разноцветные одежки: Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво. Они игрушки знатные, Складные и ладные. Мы матрешки, мы сестрички, Мы толстушки, невелички. Как пойдет плясать и петь, Вам за нами не успеть.


В заключении своего выступления хочется сказать, что мини музеи – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3 лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы экскурсии по мини музею не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением. бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением.



«Мини-музеи в ДОО как средство патриотического воспитания дошкольников» (1 слайд, 2 слайд)

« Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,

документа и романа, которая посылает нам через многие годы

луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»

Ф. Дзери

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. (3 слайд)

Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. (4 слайд)

(5 слайд) В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Задача педагогов и родителей: (6 слайд)

Как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

(7 слайд) Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых:

Родители

Библиотека

Музеи истории

Совместные экскурсии по достопримечательностям села

Совет ветеранов ВОВ

Встречи с ветеранами войны

Встречи с тружениками тыла и детьми воин

Связь поколений (Родословное)

Встречи с интересными людьми

Кружковая деятельность

Фольклорные мероприятия

Совместные мероприятия с родителями

Педагоги в своей работе используют наиболее интересные и результативные формы и методы работы:

(8 слайд)

(9 слайд) Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини-музеев. Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Создание мини - музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.


В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.

Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.


В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

(10 слайд)

Интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

- гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

(11 слайд) Выбрав один из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду были созданы разнообразные по темам мини - музеи: «Русского быта», «Татарская изба», «Куклы наших бабушек», «Чудо - пуговки», «Музей воздуха», «Воды», «Мир стекла», «Приходи сказка», «Скотный двор», «Музей хлеба», «Бабушкин сундучок», и т. д. (слайды 12, 13-16)

В одной из групп детского сада был оформлен мини-музей «Татарская изба», цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым своего народа. Задачи деятельности музея: создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром; формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы; развитие чувства причастности к судьбе родной земли; формирование исторического сознания; обучение основам исследовательской работы, обработка собранных материалов; воспитание бережного отношения культурного наследия, потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций своего народа.

Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея, является возможность увидеть старинные редкие экспонаты - достопримечательности.

Также в детском саду нашлось место для мини-музея «Куклы наших бабушек» , созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов: пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей.

Цель данного мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству. Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси, с особенностями народного быта.
В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание уделялось созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры. Важная особенность мини-музеев в ДОО - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:

Выявление творческих способностей детей;

Расширение представлений о содержании музейной культуры;

Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

(слайд 18) Хочется особо рассказать о новом музее, который был оформлен к 70 летнему юбилею Победы в ВОВ «Музей воинской славы». Сбор материалов для музея был уже начат в прошлом году. В организации музея принимали участие все сотрудники детского сада, родители воспитанников, дети. Собирали информацию о своих родственниках, которые принимали участие в ВОВ. Изготовили макет памятника «Солдату воину – победителю». Оформили альбом с фотографиями «Мы помним их подвиг великий». В музей принесли даже именные награды своих близких, чтобы все дети наяву могли их рассмотреть. В материалах имеются письма солдат своим близким, справки о ранениях и документы о наградах.

Воспитанники приняли непосредственное участие в создании музея. Дети принесли военные и армейские фотографии из семейных архивов. В ходе беседы ребята узнали о тяжелых военных годах, выпавших на долю наших прадедов и дедов, смогли оценить всю значимость военных профессий.

(20 слайд) Собрали литературный, исторический материал о ВОВ, о наших воинах, защитниках нашего Отечества. О детях – героях, которые в годы войны помогали нашим солдатам, о руководителях, под чьим руководством наши войска одержали победу. Имеются методические документы, фотографии, рисунки, детские книги о ВОВ. Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты используются для проведения непосредственно образовательной деятельности. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед. При необходимости педагоги берут материал и используют при проведении своих мероприятий.

Долг перед погибшими и пережитыми войну – сохранить для живущих и будущих поколений имена и подвиги тех, кто умножил славу Родины.

(21 слайд) Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы, размышляют.
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа.

Педагоги по-настоящему рады видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея, некоторые встречи в котором, как часто бывает, посвящены только какому-то одному предмету, исторической достопримечательности или факту.


Из бесед с дошкольниками постепенно выясняется, что они знают о своих родных или близких, знакомых, бывших фронтовиках, военных, об их воинских званиях, наградах, роде войск.


Работа, проводимая в мине-музее «Воинской доблести и славы», лишний раз убедила в том, что серьезное ознакомление старших дошкольников с войной необходимо. Но вопрос лишь в том, как и с чем их знакомить: не следует взваливать на детские плечи всю правду о войне, так как она порой губительна даже для взрослого человека. Поэтому, беседуя с воспитанниками о войне, всегда приходится помнить о сохранении меры и такта к ее правде.

(22 -28 слайд) Под музейной работой мы понимаем не только сбор материалов, а встречи с интересными людьми, ветеранами войны и тыла, их воспоминания, проведение досугов и праздников.

Наш детский сад на протяжении нескольких лет принимает участие во всемирной акции «Читаем детям о войне» и имеем дипломы.

Провели конкурс «Юных чтецов» «Великая Победа», где дети с торжественно, эмоционально, с гордостью рассказывали стихи, которые выбрали сами и заучили вместе с родителями.

Очень затронуло всех военно – спортивная игра «Зарница», проведенная в честь великого праздника. Принимали участие три команды: «Летчики», «Пехотинцы» и «Десантники». Все участники в военных формах представляли свои команды, выполняли строевой шаг, военную песню и спортивные игры – соревнования. Было очень интересно. Все участники доказали свою ответственность, спортивные возможности и гордость за наших Защитников Отечества.

Наши воспитанники подготовительной группы 20 марта заняли первое место в районном конкурсе – фестивале «Военной песни» с песней «Военная профессия».

Педагоги нашего ДОО приняли участие в районном конкурсе педагогических коллективов, посвященный 70 летнему юбилею Победы в ВОВ и заняли первое место.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

(29 слайд) Мы педагоги СП «Детский сад «Улыбка» хотим, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою родину, уважали защитников нашего Отечества, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
(30 слайд) Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.


Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания

Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко» Кузнецовой Надежды Геннадьевны.

«Музейная педагогика» … сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Под мини-музеем в детском саду «Солнышко» понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.


В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Что же побудило нас к созданию мини-музея в ДОУ?
В детском саду «Солнышко» разработан проект программы развития ДОУ духовно-нравственного направления «Родники души» на 2015-2020 гг. Для реализации программы развития необходимо создания духовно-нравственной, патриотической системы, обновления материально-технической базы учреждения, создание микро – среды, отбор эффективных технологий для ведения образовательной деятельности мини – музей в ДОУ просто необходим.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.

Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Цель мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
усвоение элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Свою работу строю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

"позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Особое внимание обращаю на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.


Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают занятия-экскурсии. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старшей дошкольной группы. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини-музеи «Народная кукла» детского сада продолжает обновляться своими экспозициями. Я ищу новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываю дидактические и развивающие игры по тематике мини-музей.


Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Организация: МБДОУ «Теремок»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск

Тема педагогического опыта

«Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания»

Актуальность: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, а в разрушении личности, потере нравственных традиций и основ общества. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи.

В современных семьях воспитание патриотизма, гражданственности не считается важным и заслуживающим должного внимания. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню.

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Мы живём в очень сложное время, когда считается нормой любой ценой уклониться от службы в армии, наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственно-патриотического, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения.
В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, наш город не исключение. Но часто ли дети бывают в них? Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини музеев в ДОУ т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музейной педагогики.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей, а также - это эффективное средство интеллектуального, социального и патриотического воспитания детей.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев мы использовали часть групповой комнаты и «приемной».

Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

Работа по созданию мини-музеев сплотила педагогов, родителей, детей. Родители начали интересоваться педагогическим процессом, задавали вопросы, предлагали помощь. Мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Цель создания мини-музея: Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея.

Создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

· Формирование у дошкольников представления о музее.

· Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

· Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.

· Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности.

· Воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности нему.

· Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

· Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини-музеев.

Наша работа осуществлялась поэтапно.

1 этап. Определение темы и названия мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения.

2 этап. Вовлечение родителей в воспитательный процесс.

3 этап. Создание разнообразных экспозиций.

4 этап. Организация детской деятельности в мини-музее.

В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные:

  • педагогика сотрудничества , позволившая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
  • игровые технологии , которые способствовали повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
  • метод проектов при создании мини-музеев разной направленности;
  • здоровьесберегающие технологии, использование которых позволило вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.;

Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея. Задача воспитателя не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.

На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно.

Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными.

Варианты формулировок могут быть разные, как составленные в устной форме, так и те, которые являются совместным творчеством взрослых и детей.

Результативность опыта :

1. Высокий уровень (начало года - 17%, конец года – 59%).

С помощью наблюдений, бесед с детьми было выявлено, что 59% детей знают, что такое музей, имеют представления о его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения; отображают в игре события общественной жизни; знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности

2. Средний уровень (начало года -28%, конец года - 40%).

40% детей имеют представление о музее, о правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные; частично знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности –

3. Низкий уровень (начало года - 55%. конец года – 1%).

Один ребенок не знает, что такое музей, частично смог рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушен; не знает историю формирования и становления Российской армии.

Выводы.

Анализируя положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музеев, мы пришли к выводу: экспозиция музея позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.

Привлечение родителей к проблемам гражданско-патриотического воспитания и развития детей способствовало установлению благоприятного микроклимата в отношениях между воспитателями, детьми и родителями и создало благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Литература

  1. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11.
  2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.
  6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10.
  7. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3.

Новое на сайте

>

Самое популярное