Домой Модные советы У молодых людей обучение происходит быстрее путем. «Будущее за теми, кто постоянно учится

У молодых людей обучение происходит быстрее путем. «Будущее за теми, кто постоянно учится

Сегодняшнюю заметку я хочу посветить роли обучения в нашей жизни, а также необходимости постоянно развиваться и осваивать новые области знаний и учиться практическим навыкам. Лично я считаю, что каждый человек может быть учителем, но стать учителем можно лишь тогда, когда ты начнешь воспринимать всех людей как учителей. Тебя же как учителя воспримет любой, когда это ему будет нужно.

Дело в том, что на сегодняшний день в процессе обучения наблюдается слишком большое превалирование теоретических знаний над практическими навыками. По большому счету, это вполне естественно, поскольку объем информации в мире ежегодно увеличивается в полтора раза. Общаясь с преподавателями, закончившими высшие учебные заведения еще в советское время я могу точно сказать, что тогда соотношение практических и теоретических дисциплин сильно отличалось от сегодняшнего. Благодаря чему из людей вырастали действительно практики, которые могли работать на реальном производстве или реально действующих объектах. На сегодняшний день же объем знаний настолько вырос, что, казалось бы, 5 лет обучения в ВУЗе становится мало, чтобы освоить все необходимое. На самом деле и не нужно. Лично я считаю, что в ближайшее время система образования зайдет в некоторого рода тупик, что приведет к полному пересмотру процесса образования в принципе. Болонская система обучения в том виде, в котором она существует в Европе - яркий тому пример.

Какие существуют пути выхода?

Я считаю, что основная задача системы образования - научить людей обучаться. Собственно, эту программу можно выполнить и в школе, а вот давать людям знания это задача не совсем корректная. Здесь получается прямое нарушение законов спроса и предложения, ведь образование - это монопольная структура, следовательно, никто не может оценить качество предоставляемого образования, и более того - оценить нужно ли в принципе человеку то, что ему преподается. Таким образом в перспективе систему образования я вижу как определенную структурированную базу знаний, где преподаватели будут отвечать за определенные направления и дисциплины, а сам процесс образования можно будет сделать пожизненным, поскольку каждый человек будет обращаться в систему образования за определенными знаниями и навыками по мере того, как они станут ему необходимы.

Однако, это достаточно далекая перспектива и процесс преобразования системы обучения может растянуться на долгие годы. Тем не менее, я могу дать одну, на мой взгляд, важную рекомендацию: обучаться поэтапно и практически применять приобретенные знания, с чем у нас сейчас большая проблема. Ведь как переводчики учат иностранный язык - общаются. Если они возьмут словарь и выучат его от этого не будет никакого смысла, лишь в процессе общения можно осознать суть языка и ощутить все тонкости его применения. Точно также и в любой другой отрасли жизни. Вы выучили что-то - примените на практике, возможно, применяя вещи на практике Вы можете получить очень неожиданный для себя результат - а именно, Вы осознаете, что поняли определенную задачу и сами нашли её решение.

Итоги

Как вывод, могу сказать, что процесс обучения никогда не останавливается выпуском из ВУЗа. Учиться нужно всегда, причем не стоит забывать о том, что предметы обучения бывают теоретические и практические, и научиться готовить, плавать, строить и т.д. - это отличные практические навыки, которые тоже можно смело возводить в ранг умений и использовать в своей жизни. Но у этих навыков есть один нюанс - никто не сможет научить Вас готовить торт кроме человека, который его уже умеет готовить, поэтому таким навыкам в жизни стоит учиться у опытных практиков. Конечно, Вы можете научиться и сами, но испортите не один продукт, сковороду и это займет намного большее количество времени. Если Вы будете воспринимать всех людей как потенциальных учителей, и сможете без стеснения сказать человеку «Вы так хорошо готовите, научите меня.» - это будет для него высшей степенью признания его умений, а для Вас - очень благодарный учитель. Желаю всем успехов в освоении знаний и умений, развивайтесь и совершенствуйтесь ежедневно, лишь так можно познать жизнь в полном объеме;-)!

Решил написать заметку про Lifelong Learning, так как это понятие становится очень популярным в Европе. На разных конференциях появляется все больше докладов на эту тему. Создаются различные программы и проекты по разработке стратегий и методов реализации обучения в течение всей жизни. Много исследований ведется в этом направлении.

Сегодняшний день

Действительно, на сегодняшний день, многие отросли, развиваются со стремительной скоростью. Информационные и мультимедийные технологии в первую очередь. Постоянно появляются новые мобильные устройства с совершенно новыми функциями и возможностями, качество передаваемых мультимедийных потоков улучшается с каждым годом, социальные сети становятся неотъемлемой частью жизни большого круга людей и многое другое.

Получается, что полученные знания, могут оказаться не актуальными уже через несколько лет. На сегодняшний день работники многих специальностей вынуждены обновлять и пополнять свои знания регулярно, чтобы выполнять свою работу правильно и оставаться востребованными на рынке труда. Очень важным становятся умение быстро найти и освоить необходимую информацию, зачастую самостоятельно.

Преподаватель

Преподаватели разных курсов все больше начинают выступать в качестве консультантов, дающих только направление движения для учащихся. Все чаще я встречаю такое мнение, что нужно не заставлять учить, а стараться именно заинтересовать человека, чтобы он получил импульс к самостоятельному изучению материала. Понятно, что существую такие предметы или материал, который необходимо просто выучить. Но сейчас я говорю, в общем, о предмете. Если преподавателю удалось заинтересовать обучающегося на первых шагах, показать преимущества тех или иных знаний, человек сам будет с интересом идти дальше.

Что же такое ? Начнем разбираться по порядку. Сначала, ч то такое изучение?

Изучение – это получение новых знаний и умений. Примеры:

  • Изучение, того как ездить на велосипеде.
  • Изучение иностранного языка.
  • Обучение общению с людьми.

Каким образом мы можем обучаться?

  • Занятия (лекции, семинары).
  • Экспериментирование.
  • Чтение книг и журналов.
  • Интернет.
  • Просмотр видео.
  • Игры.
  • Общение с другими людьми.

Теперь представьте свое прошлое обучение, включает ли оно следующие понятия?:

  • Школа, учитель, класс, четверть.
  • “Тише”, “Успокойтесь”, “Опоздал”.
  • “Скучно”, “Не интересно”.
  • “Должен”, “Нужно”, “Необходимо”.

Теперь примеры из Lifelong Learning ( Обучение в течение всей жизни ):

  • “Я могу”, “Я хочу”, “Мне интересно”.
  • Важно мое отношение к тому, что я изучаю.
  • Никогда не поздно или рано начинать что-то изучать.
  • Возможности для обучения есть у людей всех возрастов.
  • Существуют разные способы получения знаний.

Преимущества Lifelong Learning

  • Обновление знаний.
  • Новый опыт.
  • Умение решать актуальные проблемы.
  • Понимание текущей ситуации в своей области.
  • Предвидение развития ситуации.
  • Способность правильно оценивать новую информацию и перспективы в своей области.
  • Профессиональное и интеллектуальное развитие.
  • Востребованность на рынке труда.

Некоторые полезные привычки для Lifelong Learning:

  • Любое изучение начинается с понимания того, что будет в конце. Зачем я это изучаю? Что мне это даст? Мотивируйте себя, для получения новых знаний.
  • Любую проблему необходимо воспринимать как вызов, как задачу, которую необходимо решить.
  • Необходимо использовать всевозможные новые информационные технологий и курсы для получения полезных знаний.
  • Учите других людей, делитесь опытом.
  • Пробуйте и обсуждайте.
  • Сделайте процесс получения новых знаний частью вашей жизни.

В заключении хочу привести один пример. В какой-то стране, точно не помню в какой, существует специальный проект по обучению таксистов. Как правило, у таксистов есть свободное время, которое они тратят на бесполезные вещи. Проект дает возможность людям этой профессии, с помощью мобильных устройств, получать и изучать дистанционные курсы в интерактивной форме.

Подведем итог

Lifelong Learning – это образовательная деятельность на протяжении всей жизни. Что-то вроде велосипеда, вы постоянно должны крутить педали, то есть получать новые знания, чтобы двигаться вперед. Также успешность развития Lifelong Learning в любой стране зависит от многих факторов, но об этом уже в следующий раз.

Всего хорошего!

Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.

Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.

Стадии Lifelong Learning

Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.

Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.

Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.

Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.

Философия и содержание Lifelong Learning

Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.

Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.

Особенности Lifelong Learning

Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.

По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.

Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.

Причины, по которым люди учатся, очень разнообразны, и при этом тех, что связаны с профессией или желанием улучшить своё благосостояние, не так уж много. Люди учатся, чтобы углубить свой профессионализм или начать собственное дело, - но при этом ничуть не реже обучение нужно им затем, чтобы расширить свой кругозор и углубить знания, чтобы познакомиться с новыми людьми, войти в те или иные сообщества, или просто чтобы стать увереннее в себе и развить в своем характере желаемые черты и качества.

А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.
И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.

Количество курсов, лекториев и образовательных программ растет с каждым годом. С другой стороны, растет и неопределенность: неясно, какие знания и навыки будут востребованы завтра. Страшно потерять работу, на которой держится вся жизнь. Но при этом хочется реализовать себя в чем-то важном, воплотить мечту.

Алена Владимирская помогает тысячам людей найти свое призвание с помощью проекта «Антирабство», а Никил Синха отвечает за развитие самой массовой платформы онлайн-образования Coursera. Мы пригласили их на круглый стол, чтобы разобраться в том, как работает современное «образование для взрослых».

Вы утверждаете, что умение учиться и переучиваться важно для всех. Почему?

Никил Синха: Прежде всего, сейчас люди меняют работу чаще, чем когда-либо. Мы, люди более старшего поколения, привыкли оставаться там, где нас все устраивает. Но поколение, которому сейчас 20-30 лет, будет менять работу в среднем 13 раз за жизнь!

Почему так часто?

Н.С.: Есть три причины. Первая – быстрые изменения в экономике. Переход от рецессии к восстановлению происходит быстрее, чем когда-либо. Вторая – это, конечно, глобализация. Люди могут находить работу по всему миру, они не привязаны к конкретному месту. И третья – технологии. Они тоже быстро эволюционируют, и это требует быстро приобретать новые навыки. При этом сами технологии позволяют делать то, что раньше было за пределами наших возможностей.

Но это значит, что и мы должны уметь перестраиваться.

Алена Владимирская: В нашей стране люди, особенно старшее поколение, мыслят так: сначала мы учимся, а потом работаем. И даже если мы учимся во время работы, то это уже обязанность работодателя – отправлять нас на какие-то курсы, потому что он в нас заинтересован. Ситуация меняется, и все чаще людям говорят: «Ты не соответствуешь, мы возьмем более молодого».

У молодых более гибкий ум, они лучше ориентируются в современных реалиях?

А.В.: Дело не в молодости, а в навыках, которых у этих людей нет. Люди очень обижаются, говорят: «Ну как же? Вы меня этому не научили». А компания говорит: «А мы не должны тебя учить, мы должны забирать лучших профессионалов, чтобы быстрее рос бизнес».

В банковском секторе уже сейчас около 17% потеряли работу, и дойдет до 30%. Это огромная цифра. Люди видят, что на другом рынке они тоже не востребованы, потому что у них очень узкие профессиональные навыки.

Директор по развитию бизнеса компании Coursera Никил Синха и эксперт по рекрутингу Алена Владимирская

Н.С.: Вы правильно сказали: раньше мы сначала учились, а потом работали. Теперь мы учимся постоянно. Мы вошли в эпоху, которую мы называем «образование на протяжении всей жизни». Люди сейчас, даже после того, как они закончили университет, продолжают учиться.

И у нас есть студенты самых разных возрастов, некоторым 50, 60 лет. Что касается меня, я прошел первый курс на Coursera, когда мне было 54 года.

Нужно быть готовым к тому, что в какой-то момент придется переучиваться?

Н.С.: Да, умение учиться сейчас становится ключевым. Я бы порекомендовал абсолютно всем, а особенно молодым людям, онлайн-курс Барбары Оакли «Учись учиться».

Он рассказывает о том, какие навыки необходимы для того, чтобы получать максимум от образовательного процесса, какие умственные процессы задействованы.

Насколько люди в принципе понимают, зачем это нужно? Зачем им выкраивать время, проходить курсы, получать сертификаты? Что это даст?

А.В.: Расскажу о случае. Буквально на днях я читала лекцию для менеджеров крупнейшего банка в России. Я рассказывала про навыки будущего, про то, что нужно делать, чтобы не потерять работу.

Люди любят, когда им говорят четко: «Иди такое образование получи, такую-то специальность освой». Сейчас этого нет

Когда я закончила, встала женщина около 50 лет, из них 20 работает в этом банке. Она сказала, что это была самая вредная лекция в ее жизни, потому что я не сказала ничего конкретного. Люди любят, когда им говорят четко: «Иди такое образование получи, такую-то специальность освой». Сейчас этого нет.

Люди говорят: «Нам 50 лет, мы этого не понимаем». Они требуют, чтобы была гарантия. Чтобы было прописано: если я получу эти три сертификата, моя зарплата увеличится на 50%, а вероятность увольнения снизиться до нуля.

Когда я объясняю, что в нынешнем обществе это невозможно, люди очень обижаются и говорят, что я, видимо, не рассказываю самого интересного. А им нужно конкретно: «Скажи, что я должен сейчас делать».

Н.С.: Очень важный вопрос. У нас есть два решения на платформе Coursera. Например, если вы хотите стать разработчиком программного обеспечения или заняться анализом данных, то здесь есть именно перечень тех курсов, которые Вам нужно пройти для того, чтобы вступить на этот карьерный путь.

Но мы также выясняем, каких знаний абитуриентам не хватает, проводим опросы и потом даем им точные рекомендации, какие навыки еще нужно освоить.

А.В.: Россия сейчас переживает непростое время. У нас очень серьезный кризис, который, конечно, сказался на увольнениях. Люди теряют и будут терять работу. Поэтому я не могу не спросить: на каких курсах сейчас надо учиться, чтобы не потерять работу? Какие навыки будут востребованы через 3, 5, 7 лет, чтобы люди не теряли работу и больше зарабатывали?

Н.С.: Подождите, я достану свой хрустальный шар и вам все точно скажу... Если серьезно, то это навыки, которые я бы назвал новой грамотностью. Двадцать, тридцать лет назад все сводилось к трем основным навыкам: чтобы быть грамотным, нужно было уметь читать, писать и считать. Сейчас все по-другому.

Что изменилось?

Н.С.: Составляющие грамотности. Сейчас эти три компонента: знания компьютерного кода и программирования, анализ данных и способность коммуницировать.

То, о чем вы говорите, касается конкретных сфер. А если мне не нужны ни программирование, ни анализ данных?

А.В.: Очень часто хобби становится работой. У нас в «Антирабстве» есть прекрасные истории. Например, женщина долго была бухгалтером, причем не очень счастливым бухгалтером, зато прекрасно пекла пироги. Мы помогли ей переориентироваться, и она в результате стала очень популярна, потому что сделала видеокурс о том, как хорошо печь пироги.

И она сейчас зарабатывает на этом очень большие деньги, значительно больше, чем она зарабатывала до этого. Я вообще говорю, что человек сейчас за жизнь может пройти 2-3 карьеры, и они будут разные.

Это не значит, что он не успешен. Сначала он, допустим, бухгалтер, потом у него есть свое дело по пирогам, а потом еще там что-нибудь. Это хорошо. Тем самым мы преодолеваем это проклятье первого диплома, который вы получили, когда были маленькие и ничего не знали...

Н.С.: Да, у нас тысячи и тысячи историй успеха тех людей, которые полностью поменяли свою жизнь благодаря тому, что прошли курсы на нашей платформе. Очень много таких слушателей из России. Например, Станислав Филиппов написал нам, что всегда хотел поработать в здравоохранении, приносить людям пользу, но у него никогда не было такой возможности. И как раз она появилась после того, как он прошел курс на Coursera. Он смог начать работать в здравоохранении. У нас очень много самых разных направлений от сугубо технических дисциплин до гуманитарных: музыки, искусства, истории.

Образование важно не только получением знаний, оно важно нетворкингом, теми связями, которое оно дает

А.В.: Когда я говорю людям: «Запишитесь на онлайн-курсы», довольно часто в ответ слышу: «Это какое-то западное образование, оно непонятное, нам нужно российское – наше, которое учитывает нашу специфику».

Н.С.: Да, действительно, мы это делаем, не просто адаптируем какие-то наши курсы под российскую специфику – многие наши курсы как раз предоставляются российскими вузами. Например, мы сотрудничаем с Высшей школой экономики и МФТИ.

156 курсов, которые есть на платформе Coursera, полностью на русском языке. Помимо партнеров-вузов, у нас также есть две компании, с которыми мы сотрудничаем здесь в России на постоянной основе.

А.В.: Могу я открыть вам маленькую тайну, за которую мне очень стыдно?

Н.С.: Да, конечно.

А.В.: Семь раз я начинала учиться на разных курсах на Coursera и ни разу не закончила. Не хватает времени, мотивации и прочих вещей. Совещание или клиент оказываются важнее. И дело даже, наверное, не во мне.

Люди, многие люди, которые начинали учиться, говорят следующее: образование важно не только получением знаний, оно важно нетворкингом, теми связями, которое оно дает. Я прихожу, я знакомлюсь с вами лично. Когда я потом вам отправлю письмо, вы уже отреагируете на меня не просто как на девочку из России.

Это особенно важно сейчас, потому что у нас кризис, у нас проблема с работой. Огромное количество людей находит сейчас работу именно через связи. Связи, которые мы приобретаем в ходе образования, – самые, наверное, стойкие. Может быть, кроме семейных.

Н.С.: Я думаю, онлайн-образование делает большие шаги вперед в том, чтобы разрешить эту проблему. Один из таких шагов, примеров того, как это работает – это, конечно, сеть LinkedIn. Наиболее часто публикуемым сертификатом в профиле пользователя LinkedIn как раз и является сертификат об официальном прохождении курса на Coursera.

А.В.: Только у нас LinkedIn заблокирована.

Н.С.: Я привожу этот пример для того, чтобы было понятно, что многие наши пользователи, многие наши бывшие студенты после того, как они опубликовали этот сертификат, упомянули в своем резюме, что они прошли курс на Coursera. Потом это значительно сократило им время собеседования или им сразу предложили работу.

Это потому, что их считают подходящими для конкретной работы, или работодатели видят это как показатель мировоззрения, ориентированного на саморазвитие?

Н.С.: Я думаю, что, конечно, что все решения работодатели принимают на основании полной картины. Но, конечно, важнее всего – есть ли у кандидата те навыки, которые необходимы ему при выполнении своих обязанностей.

А.В.: К сожалению, среди работодателей в России ситуация иная. Онлайн-сертификаты не рассматриваются как преимущество. Если у нас есть два абсолютно одинаковых кандидата и оба подходят на сто процентов, тогда, наверное, это примут во внимание. Пока у российских работодателей очень много недоверия к онлайн-образованию.

Н.С.: Да, это действительно очень важный момент. И я хотел бы связать его с тем, о чем вы говорили раньше, а именно с обучением сотрудников непосредственно на рабочем месте компаниями. Мы работаем непосредственно с компаниями, помогая им обучать своих сотрудников, и компании сами одобряют те курсы, которые проходят сотрудники, то есть сотрудники получают именно те навыки, которые им необходимы в своей работе.

Многие уже пришли к пониманию того, что проще и дешевле создавать команду будущего из команды настоящего

А.В.: Вот тут есть глобальное противоречие. Компания учит сотрудника тому, что выгодно ей сейчас. При этом она ищет тех, кто обладает теми компетенциями, которых сейчас нет в компании. То есть она будет учить вас, но всегда при этом будет искать кого-то получше.

Компания не будет, чаще всего, учить навыкам будущего, потому что она рассчитывает на прибыль. Поэтому мне кажется, что кроме вот этой полезнейшей работы, которую вы делаете, очень важно заниматься именно какой-то просветительской работой и для людей, которые теряют работу, и для эйчаров. Чтобы было понимание, что вот как раз эти сертификаты показывают желание человека получать навык будущего.

Н.С.: Я думаю, компании уже начинают думать по-другому. Весь этот цикл – от приема на работу до увольнения – очень дорог. Многие уже пришли к пониманию того, что проще и дешевле создавать команду будущего из команды настоящего. Они рассуждают так: «Давайте предоставим им правильные навыки, давайте их обучим, а не будем повторять эту бесконечную цепочку приема и увольнения».

Вы говорили, что у нас в России работодатели не очень дружественно относятся к онлайн-образованию. А в каких областях больше шансов встретить понимание?

А.В.: В тех областях, где нет проблем с трудоустройством. И это самое ужасное. По идее, люди должны через такие вещи получать дополнительные шансы на трудоустройство. А где востребованы такие дипломы: прежде всего в IT, все, что связано с программированием и с ценностью человека как «думалки». В образовании, ну и в западных компаниях, в филиалах западных компаний в России.

Н.С.: Я хотел бы добавить. Мы недавно вступили в партнерство со Сбербанком и очень активно с ними работаем. Помимо того, что они направляют своих сотрудников на наши курсы, они также вовлеклись в работу по созданию новых курсов.

Вот, например, корпоративный университет Сбербанка запустил на нашей платформе два курса – это «Основы риск-менеджмента» и «Банковское дело и финансы». То есть мы видим, что ситуация меняется и даже традиционные компании в России начинают признавать ценность онлайн-образования.

А что говорят сами люди? Для них это ценно?

Н.С.: Мы в Coursera проводим опрос спустя 6 месяцев после того, как слушатель прошел курс. Применительно к российской аудитории мы знаем, что 85% слушателей получают те или иные выгоды благодаря прохождению наших курсов. А 35% из них сообщают, что получили новую работу или смогли открыть собственный бизнес, или получили прибавку к зарплате, повышение.

Наша задача – не заместить традиционное образование, а дополнить его. После того как люди получили традиционное образование и сталкиваются с необходимостью получить новые навыки, им уже не нужно идти в университет. Мы, грубо говоря, проведем университет к ним домой.

Но дома у тебя нет преподавателя, который может дать тебе обратную связь, что-то посоветовать в процессе. И мотивация ниже, когда вокруг нет таких же, как ты, студентов, которые тоже учатся. Да еще сказывается возраст: многие просто отвыкли быть в такой роли.

Н.С.: Мы это учитываем. Здесь у нас есть три уровня:

  • первый – когда обратную связь дают слушатели, вместе с которыми вы проходите курс;
  • второй – это менторы, люди, которые уже проходили курс, но сейчас проходят его еще раз для того, чтобы помочь студентам;
  • третий – обратная связь непосредственно от преподавателей, чтобы убедиться в том, что курс соответствует ожиданиям обучающихся.

Что касается мотивации, то здесь цифры следующие: 65% слушателей, которые платят за курс, этот курс завершают. Ну а что касается возраста, то я уже приводил в пример себя. В английском есть такая поговорка: «нельзя научить старую собаку новым фокусам». Но мы уже развеяли этот стереотип.

Подготовил Антон Солдатов

Из этой статьи вы узнаете:

    Какие в обществе существуют стереотипы про обучение пожилых людей

    Какие выделяют особенности обучения людей в пожилом возрасте

    Как обучение пожилых людей происходит за границей

    Как в России организуется обучение пожилых людей

    Что нужно учесть во время обучения пожилых людей компьютерной грамотности и Интернету

Сегодня даже пожилые люди идут в ногу со временем, они не хотят сидеть дома и тратить свое время впустую. Выходя на заслуженную пенсию, многие из них желают продолжать вести активный образ жизни. Это совершенно нормальное желание, ведь с взрослением детей и выходом на пенсию у пожилого человека появляется много свободного времени. Если позволяет здоровье, то почему бы не задуматься о дальнейшем образовании? Но обучение пожилых людей у большинства вызывает сомнение. И как показывает опыт - зря!

Стереотипы общества про обучение пожилых людей

До сих пор в социуме бытует мнение о том, что обучение пожилых людей - это трудный и почти бесполезный процесс. Подобные стереотипы встречаются постоянно. Но многочисленные эксперименты доказывают, что разница в способностях к образованию у пожилых и у молодых людей практически отсутствует. Многие пенсионеры после обучения проявляют себя как трудолюбивые, грамотные и надежные сотрудники. Определенные сложности в образовательном процессе базируются только на состоянии здоровья человека. К сожалению, им свойственны некоторые физические слабости, в том числе и низкое зрение, плохой слух и координация движений.

Многочисленные исследования доказывают, что пожилые люди отличаются отличной структурой памяти, умением принимать правильное решение в сложных ситуациях. Более того, обучение пожилых людей способствует тренировкам психических функций, стабильные умственные нагрузки очень хорошо влияют на мозг и позволяют поддерживать в форме нервную систему.

Хотелось бы остановиться на самом процессе обучения пожилых людей. К примеру, в учебных заведениях Соединенных Штатов присутствие пенсионеров в учебной аудитории не является чем-то необычным. Это не только образовательный процесс с целью получения новых знаний и профессии, это еще и отличный способ отдалить признаки старения, проявляющиеся в интеллектуальной сфере. Сегодня набирают свою популярность среди старшего поколения новые технологии. Например, очень востребовано обучение компьютеру пожилых людей, ведь Интернет дает возможность общаться с родственниками и друзьями, которые живут слишком далеко для реальных встреч. Кроме того, пожилые люди интересуются новыми знакомствами, ведь зачастую они очень одиноки, а это беспокоит их даже больше, чем здоровье или финансовое положение. Это поколение не хочет отставать от жизни, им хочется следить за мировыми событиями, открывать для себя что-то новое и просто не скучать. К счастью, Всемирная паутина может удовлетворить все эти потребности при грамотном обучении пожилого человека основам компьютерных технологий. Но если нет возможности постоянного пользования компьютером, то лучше обратиться к самым обычным способам самообразования − книги, журналы, газеты, радио, телевидение.

На сегодняшний день очень развита деятельность по созданию взаимодействия разных поколений. К примеру, в некоторых учебных заведениях обучение сформировано так, что внуки помогают своим дедушкам и бабушкам освоить компьютер, а те, в свою очередь, обучают детей шитью, резьбе и т.д. Таким образом, обучающий процесс становится чем-то вроде связи поколений. Подобные идеи способны привести к решению одной из сложнейших проблем общественности всех времен − отсутствие понимания и взаимоуважения между представителями разных поколений.

Обучение пожилых людей способствует их развитию и закреплению за ними значимого положения в современном мире. Теперь пенсионер способен разнообразить свой досуг и с интересом тратить свое свободное время. Безусловно, это можно считать способом улучшения качества жизни пенсионеров.

Желание обучаться чему-то новому, потребность в совершенствовании своих знаний о современном мире - это результат столкновения пожилого человека с реальностью, которая становится ему непонятной и недоступной. Процесс обучения пожилых людей должен быть направлен на заполнение этого пробела. Необходимо подключить обучающегося к современной жизни, учитывая его возрастные особенности. После обучения у человека расширяется область выбора поведенческих моделей для разных ситуаций.

Обучение пожилых людей заключается в передаче навыков взаимодействия человека с разнообразными информационными ресурсами. При этом необходимо учитывать некоторые потребности представителей рассматриваемого возраста. Учебный материал должен соответствовать определенным требованиям - информация не должна быть однообразной, нужно совмещать и разные типы ее подачи. Нужно тщательно отбирать информацию, учитывая возраста и квалификацию пожилого человека, нужно сделать уклон на пожелания обучающихся, использовать специализированную литературу в различных отраслях знаний и т. д.

Особенности обучения людей в пожилом возрасте

Многие обучающие курсы для рассматриваемой возрастной категории имеют определенные особенности - они многообразны и затрагивают всевозможные области знаний. Нужно с умом подойти к выбору методики обучения, ведь у пожилых людей есть желание обучаться, но подход к ним имеет свои особенности, в отличии от работы с обычными студентами.

Для эффективного обучения пожилых людей необходимо желание самих участников процесса. Уровень заинтересованности является значимым фактором при получении такого образования. Если человек преклонного возраста решил научиться чуму-то новому, то он должен иметь мотивацию и четко понимать, что именно ему нужно. Только в таком случае он сможет стать полноценной частью. Для возникновения необходимости в получении новых знаний должны появиться определенные потребности, которые могут быть спровоцированы различными ситуациями. Приведем несколько примеров:

    Осознание того, что действительного запаса знаний не хватает для эффективного взаимодействия с нынешним социумом;

    Расхождение между собственными знаниями и общественными представлениями, которые нужно освоить для получения пожилым человеком навыков, помогающим адаптации к быстро изменяющейся социально-экономической, политической, нравственно-психологической ситуации в стране;

    Привычка людей рассматриваемого возраста очень глубоко анализировать вопросы, которые выходят за рамки их собственной жизни и имеют всеобщий характер;

    Стремление лучше изучить свою личность;

    Дезориентация при столкновении с критической ситуацией;

    Желание утолить культурную, творческую или интеллектуальную жажду.

Итак,главной проблемой обучения пожилых людей считается формирование умений интенсивного и результативного участия во всех областях социальной сферы. Достичь такого результата можно путем удовлетворения определенных интеллектуальных пожеланий и требований, которые выдвигает общество перед пожилым человеком. Например, увеличение уровня профессионализма, поддержка самочувствия,гармония в семейных взаимоотношениях, заинтересованность и участие в общественной жизни, полноценная организация свободного времени,развитие своего внутреннего мира.

Нужно сказать, что образовательная подготовка пожилых людей ориентирована не только на приобретение новой специальности,но и на их самообучение, которое можно считать стремлением к постоянному самосовершенствованию. Как мы уже говорили, с выходом человека на заслуженную пенсию его свободное время увеличивается в несколько раз. Теперь он может заняться реализацией своих давних планов, на осуществление которых ему всегда не хватало времени, например, выучить какой-то язык, освоить музыкальный инструмент, выбрать подходящий вид спорта, заняться рисованием и т.д. Новое образование поможет пожилому человеку ощутить самодостаточность и не потерять уверенность в себе.

Подводя итоги всего перечисленного, мы можем сказать следующее: обучение пожилых людей обязано помочь комфортному приспособлению человека к стремительно меняющемуся миру. Необходимо обучить его определенным навыкам для преодоления существующего барьера, который негативно отражается на многих областях его жизни. Образовательный процесс должен помогать ориентироваться в возможных непонятных или сложных для пожилого человека ситуациях. Отметим, что основным моментом в формировании учебной деятельности должен стать индивидуальный подход к каждому, необходимо учесть как возрастные, так и психологические особенности человека.

Как происходит обучение пожилых людей за границей

В стране восходящего солнца начали обучать пожилых людей еще в 60-х годах. Фонды, содействующие с системой японского образования, предоставляют курсы в разнообразных сферах. Подобные программы обучения затрагивают самые разные области знаний, например, японцы помогают молодым женщинам обучиться азам материнства. С 1965 года началась разработка системы обучения пожилых людей. Инициатором данной программы было правительство страны, а к 1980 году местные власти смогли дать ей постоянный статус.

Народные учебные заведения Финляндии уже больше 60-ти лет обучают всех желающих. Во многих университетах, наряду с обычным образованием, существуют специальные программы обучения пожилых людей.

В Дании и Швеции образование пожилых людей тоже предлагают народные университеты. Кроме того, в Дании сформированы отдельные высшие учебные заведения, где обучают пожилых людей. Средства для функционирования таких университетов выделяются министерством и местными властями, а также частными лицами.

В Голландии существует несколько учебных центров, которые взаимодействуют с производственными предприятиями. Они осуществляют проект под названием "Пенсия в перспективе", идеей которого является обеспечение образования сотрудникам, готовящимся к выходу на пенсию. Курс обучения занимает несколько дней, он помогает людям приспособиться к переменам. Речь идет о построении новых взаимоотношений в незнакомой жизненной ситуации.

В Италии существуют курсы обучения пожилых людей, которые были созданы по указу министерства просвещения. Они не являются дополнительным образованием, а служат для компенсации упущенных знаний, иначе говоря, эта программа восполняет пробелы на уровне начальной школы. Эта программа работает не на постоянной основе, потому что желающих обучаться достаточно мало. Но в Италии очень популярно обучение пожилых людей, направленное на развитие творческих способностей, например, существуют любительские хоры и театральные труппы, которые состоят их пенсионеров.

Во Франции существует три направления в обучении пожилых людей:

    Культурно-общественное происходит из традиционного сельского образования.

    Область образовательной деятельности профсоюзов.

    Профессиональное обучение, которое является самым популярным среди пожилых людей.

Отдельного внимания удостаивается организация постоянного образовательного процесса для инвалидов и пенсионеров. Обучение сосредоточено в большей степени на профессиональных знаниях, что стало доминирующим сектором системы обучения взрослых. Это является особенностью французской системы образования в целом.

В Польше существовали общие образовательные учреждения, в которых учились люди разных возрастов и из разных уголков страны. Самое ощутимое их воздействие проявляется в небольших городах и деревеньках. В таком университете могли обучаться сразу три поколения: молодые люди, средняя возрастная группа и пожилые. Встречались студенты возрастом от 16 до 80 лет.

В 60-х и 70-х годах были сформированы специальные университеты для обучения пожилых людей, образовательная программа подразумевала наличие начального образования у старших студентов. Курс включал способы развития человека пенсионного возраста, учитывались особенности таких людей, выдвигались и реализовывались свежие идеи по их обучению.

Самым ранним заведением, где началось обучение пожилых людей, считается университет, основанный профессором Пьером Велла. Он открылся в 1973 году в Тулузе. В этом учреждении был организован не только учебный процесс, но и проводились научные исследования по обучению пожилых людей.

Кто в России организует обучение для пожилых людей

Существуют учебные заведения и организации разных типов, среди которых университеты, академии, курсы, консультации, мастер-классы, центры подготовки и переподготовки для обучения пожилых людей.

Учебный комплекс может быть построен как высшим учебным заведением, так и средним. Подобную программу могут внедрить даже городские и сельские школы, религиозные общины, политические партии, ветеранские организации, культурные организации, благотворительные фонды. Следует отметить, что это не весь список, он может расширяться, ориентируясь на потребности и интересы участников учебного процесса.

Образовательное учреждение для пожилых людей лучше располагать рядом с их местом жительства. Помещение необходимо оснащать соответствующим возрастным особенностям оборудованием, которое способствует комфортному процессу обучения пожилых людей.

Значимым фактором эффективного существования учебного заведения является присутствие в преподавательском коллективе квалифицированных кадров, которые могут включать в свой состав сотрудников, возраст которых примерно равен возрасту обучающихся. При таком подходе пожилому человеку проще сориентироваться в новой среде. Для этого нужно организовать стабильный обмен опытом работников данной сферы. Полезным будет обобщение теоретической и практической информации по данному вопросу, проведение новых научных исследований. Подобными вопросами занимаются национальные или межрегиональные ресурсные центры, корпорации по обучению пожилых людей.

В нынешней социально-экономической среде государственным органам очень сложно заниматься решением всех финансовых сложностей этого вопроса самостоятельно. Но существуют определенные программы, которые помогают осуществить частичное финансирование. Таким примером является программа "Старшее поколение". Она существует благодаря государственному кредитованию и льготным условиям.

Выделение финансов на деятельность института для пожилых людей происходит на паритетных началах, в содействии с пенсионным и другими социальными фондами, общественными организациями, политическими партиями. Важную роль играют и личные вложения самих учащихся и их близких.

Необходимо увеличить количество конкурсов образовательных проектов, которые могут осуществляться учебными организациями как в России, так и в других стран.

Для создания юридической базы нужно принять специальный закон - Закона РФ "Об образовании взрослых", в котором будут прописаны определенные разделы по институционализации обучения пожилых людей. Необходимо зафиксировать его в нормативно-правовых актах, именно так осуществляется эффективная организация подобного рода. Такие мероприятия вполне реальны, даже на региональном уровне.

Для увеличения числа желающих обучаться необходимо избавиться от условий, которые препятствуют этому. Отрицательно влиять на мотивацию пожилого человека могут проблемы с физическим и психологическим здоровьем, негативные воспоминания, связанные с прошлым процессом образования, неуверенность в себе и отсутствие реальной цели обучения.

Для решения подобных проблем нужно постоянно объяснять пожилым учащимся преимущества образовательного процесса, рассказывать о пользе, которую они могут получить, необходимо мотивировать их. Это не так сложно, ведь обучение пожилых людей действительно может изменить их жизнь в лучшую сторону.

Для привлечения аудитории нужно организовывать соответствующие мероприятия. Которые будут направлены на поддержку обучения пожилых людей. Можно устроить тематический форум, праздник или фестиваль. Кроме этого, существует бесконечное множество других подходящих форм проведения обучения.

Обучение компьютерной грамотности пожилых людей: 7 советов для внуков

Эта часть статьи послужит пособием для тех, кто решил обучить компьютеру пожилых людей. Но для начала нужно выбрать и приобрести сам компьютер.

Клавиатура

    Одной из распространенных проблем, с которыми сталкиваются при обучении пожилых людей, является одинаковый цвет английских и русских букв на клавиатуре. Решить этот вопрос можно с помощью цветных наклеек на клавиатуру.

    Лучше всего приобретать клавиатуру белого цвета, потому что на черных клавишах обычно один цвет раскладки для обоих языков, а если и два, то русские буквы написаны красным, что не слишком выделяется на фоне черного цвета.

    Можно отключить кнопку CapsLock, потому что пожилые люди очень часто случайно нажимают ее. Это особенно проблематично при вводе паролей.

    Обычная клавиатура имеет 104 клавиши, но пожилые люди не используют весь ее потенциал. Для них актуальны только буквы и цифры, а остальные клавишу могут даже мешать. Именно поэтому лучше отказаться от возможности использования некоторых кнопок и просто отключить их. Для этого можно использовать специальные программы MKey или KeyRemapper. Но есть способ отключить их вручную: если используется недорогая клавиатура, которую не жалко, то просто снимите кнопки отверткой, которые при желании потом можно вернуть обратно. Такой метод даже эффективнее программы, ведь пользователь будет видеть только нужные кнопки, а остальные не будут отвлекать его внимания.

Удобство работы и обучения

    При обучении пожилых людей не стоит рассчитывать на их память - абсолютно все нужно фиксировать письменно. Можно составлять планы, схемы, таблицы, графики, расписание, которые помогут наглядно демонстрировать необходимую информацию.

    Полезным при обучении пожилых людей будет установить программу автоматической смены раскладки - PuntoSwitcher.

    Пожилые люди лучше воспринимают информацию одностороннюю, поэтому не смешивайте разные виды деятельности в процессе обучения. Если вы рассматриваете фотографии, то и видите только их, а если переключились на фильм, то должны смотреть его во весь экран. Ничего не должно отвлекать внимание обучающихся.

    Старайтесь минимизировать количество осуществляемых операций при обучении. Правило очень простое - чем меньше сложной информации вы дадите, тем лучше она усвоится пожилым человеком. Поэтому избегайте многоуровневых действий. Если можно обойтись без определенной процедуры, то не перегружайте ученика, ограничьтесь базовым образцом.

    При обучении компьютеру пожилых людей попробуйте внедрить голосовой поиск от Google. Порой человеку проще выразиться в устной форме, чем набирать запрос с помощью клавиатуры. Только не забудьте про микрофон.

    Если предыдущий пункт имел успех, то следует подключить программу голосового управления для всего компьютера, что может упростить обучение.

    Достаточно удобными для использования пожилым человеком будут информеры и виджеты, которые выводятся на рабочий стол. Используйте RSS-rider со свежими новостными лентами. Не забывайте про радио и телевидение, а также социальные сети.

    Люди пожилого возраста с трудом находят общий язык с поисковиками, их постоянно сбивает с толку обилие рекламы. Для упрощения ситуации можно воспользоваться специальной энциклопедией. Очень удобно при обучении подключать различные темы, которые могут заинтересовать вашего подопечного. Нужно просто выбрать из списка все, что соответствует интересам вашего ученика.

    Обратите внимание на интерфейс. Пожилым людям сложно разглядеть мелкие буквы на экране, поэтому нужно настроить оптимальный шрифт и цвет.

    Пароли часто вводят пожилых людей в замешательство. Постарайтесь максимально упростить ввод ключей при обучении. Например, на включенной английской раскладке можно нажимать русские клавиши, но заранее обратите внимание на то, что использовать можно не все русские буквы, ведь некоторые из них дублируются знаками на клавиатуре. А если вы подключили программу PuntoSwitcher, то пожилой человек может только запутаться. В любом случае вам нужно точно записать и сохранить все пароли и другие данные в двух экземплярах (для вас и вашего ученика). Включите в браузере функцию запоминания паролей.

    Изучите список программ автозагрузки и закройте лишние, особенно те, которые постоянно выводят на экран различные оповещения.

    Объясните своему подопечному при обучении принцип действия режима энергосбережения, режима засыпания и заставки. Можно просто отключить их. Главное - чтобы пожилой человек не принял черный экран за поломку. Лишние переживания нам ни к чему.

    Установите самые элементарные игры, загрузите фильмы и музыку, обеспечив к ним быстрый доступ. В крайнем случае можно объяснить принцип онлайн-программ, но это уже сложнее.

    Объясните значение кнопки ESC и рассмотрите ситуации, в которых она может пригодиться.

Безопасность и стабильность

    Все операции с отправкой сообщений и кодов осуществляйте сами, включая регистрацию, восстановление данных и так далее. Объясните вашему подопечному, что не следует выполнять просьб об отправке смс и указанию его номера.

    Позаботьтесь об установлении стабилизатора и сетевого фильтра, особенно при перебоях напряжения.

    Если при обучении вы используете общий компьютер, которым пользуются остальные члены семьи, то необходимо создать отдельного пользователя для пожилого человека. Тогда вы смежите сохранить его индивидуальные настройки и не переживать, что кто-то будет менять их.

    Поделимся хорошим дистанционным способом для помощи в освоении компьютера пожилыми людьми. Обучение бесплатно осуществляется на сервисе Mikogo. Это просто необходимо для тех, кто хочет помочь близкому человеку, но находится очень далеко от него. Вы конечно можете часами обучать пожилого человека, общаясь с ним по телефону или скайпу, но есть вероятность, что вы так и не преступите к практике, а затормозите на этапе настройки компьютера. Сервис Mikogo позволяет вам сделать все самостоятельно, не перегружая информацией пожилого человека. Вам нужно только отправить специальный номер, который вводится вашим учеником в программу, после чего вы сможете управлять его компьютером удаленно.

    В обучении пожилых людей компьютеру может пригодиться программа, которая делает скриншоты, например, SnagIt. Если ваш подопечный позвонит вам в панике, переживая за какие-то изменения, то вы сможете оценить ситуацию, получив скриншот с экрана.

    Лучше использовать лицензионное ПО для обучения пожилых людей, ведь вам необходимо минимизировать возникновение сложных ситуаций.

    При обучении не обойтись без антивируса. Можно использовать бесплатные программы, например, Avast, а можно купить лицензию на длительный срок. Тогда процесс обучения пользования не будет усложняться поиском бесплатных ключей на зараженных сайтах.

Экономия

    При выборе компьютера для обучения пожилых людей ориентируйтесь на его надежность, а не на мощность. Такой компьютер и прослужит дольше, и энергии будет потреблять меньше.

    Следует также отметить, что ноутбук и моноблок расходуют еще меньше энергии, чем любой ПК.

    Монитор - эта та часть компьютера, на которой можно сэкономить. Купите экран с дефектными пикселями. Человек в возрасте уж точно не станет придираться к этому изъяну.

    Если вы решили обучать пожилого человека компьютеру с помощью б/у устройства, то постарайтесь сделать его как можно более быстрым. Можно жертвовать различными эффектами в пользу скорости.

    Если выбирать между безлимитным медленным и быстрым ограниченным Интернетом, то выбирайте первый вариант. Пожилому человеку сложно оценить рамки лимита.

Мышь

    Если вы покупаете мышку с проводом, то лучше выбирать с USB-разъемом, но самым оптимальным вариантом будет покупка беспроводной мышки.

    Не забудьте настроить мышь пожилому человеку. Стандартными настройками для пожилого человека можно считать следующие: понижение скорости движения курсора, увеличение задержки двойного щелчка, большой значок курсора.

    Для начала можно приобрести самую дешевую мышку. Изучив ее вместе с пожилым человеком, вы сможете решить, каким критериям должна соответствовать следующая.

    Обычно покупают большие мышки для обучения пожилых людей.

    Не рассматривайте сложные игровые мышки, вам нужно наличие трех основных кнопок, а все остальное только усложнит обучение.

    Даже если у вас есть старая мышка, то лучше купить новую.

    У пожилых людей часто возникают сложности с правой кнопкой мыши при обучении. Они постоянно ее задевают и вызывают контекстное меню. Для решения этой проблемы можно усложнить нажатие этой кнопки с помощью скотча, который располагается под каркасом самой кнопки. Тогда клавиша будет работать, но ее нажатие усложнится, что позволит избежать случайных действий. Можно и полностью ее выключить, но это может повлечь новые осложнения процесса.

Интернет

    Самым комфортным поисковиком для пользования и обучения пожилых людей считается Яндекс, при условии, что мы говорим о русскоязычной аудитории. Этот сервис предоставляет доступ ко всему, что может понадобиться вашему подопечному.

    Яндекс.Почта также подойдет для пожилого человека.

    Можно использовать и Мэйл.ру, но это скорее для игр, а не для отправки сообщений.

    Зарегистрируйте вашего ученика в «Одноклассниках». Сами заведите ему аккаунт, введите код активации и помогите разобраться с возможностями сайта.

    В качестве браузера можно выбрать Google Chrome. Не забудьте про AdBlock для блокировки рекламы.

    Если вы намерены обучить пожилого человека просмотру онлайн или скачиванию фильмов, то ознакомьтесь с нашими советами:

    1. Сложный способ - обучить человека пользоваться программой для скачивания.

      Вы можете скачать все самостоятельно, оговорив пожелания вашего ученика.

      Можно обучить пожилого человека пользоваться онлайн сервисами, особенно если он уже освоил азы Интернета.

    Радио онлайн — отличный сервис для пожилых людей. Его особенно ценят те, кто находится далеко от своей страны, ведь с помощью Интернета вы можете включить любую радиостанцию мира. Главное, чтобы был безлимит.

    При обучении пожилых людей компьютеру вашей задачей является упрощение всех процессов. Выведите на экран ярлыки браузеров, а в самом браузере сделайте кнопки часто посещаемых сайтов или выведите их на рабочий стол.

    Полезным будет знакомство с государственными и муниципальными сайтами, на которых можно найти полезную информацию для пожилого человека.

    Расскажите о том, как пользоваться компьютерной библиотекой. Выберите одну, только если пожилому человеку будет удобно читать книги с экрана компьютера.

    Следите за практикой пожилого человека, после обучения не все может идти гладко. Может быть ему сложно находить какие-то программы в компьютере, тогда просто выведите ярлыки на рабочий стол.

    Skype — просто необходим. Для обучения постарайтесь установить старые версии, ведь они проще. И не забудьте запретить обновления. Они могут сбить с толку пожилых людей.

    Обучите, как правильно использовать масштабирование в браузере. Для этого зажимаем клавишу Ctrl и крутим колесо мышки или Ctrl + клавиша \.

Аппаратное обеспечение

Самым оптимальным аппаратом для обучения пожилых людей признан моноблок с сенсорным экраном. Сразу исчезают вопросы с проводами, мышками и занимаемым пространством. Плюсами можно считать наличие веб камеры, микрофона, экономичное энергопотребление, большой экран, отсутствие шума.

Неплохим решением для обучения пожилых людей компьютеру станет и ноутбук. Его главное достоинство в мобильности - в отличие от ПК или моноблока его можно брать на прогулку, перемещать по дому и т.д. Ноутбук не занимает много места, его уровень шума не высок, а с тачпадом пожилые люди осваиваются даже быстрее чем с мышью. Но есть и отрицательные стороны — размер дисплея, неудобная клавиатура, высокая стоимость, не самое комфортное положение головы по отношению к экрану.

Можно проводить обучение пожилых людей и на простом ПК. Его стоимость и возможность выбора комплектации точно вас обрадуют. Из недостатков— занимает слишком большое пространство, много проводов, шумит, потребляет много энергии.

Рассмотрите и вариант обучения с помощью нетбука. Конечно он немного мал для пожилых людей, что может отрицательно сказаться как на зрении, так и на позвоночнике.

Планшетные ПК очень популярны, но не среди пожилых людей. Сенсорный экран может сопутствовать обучению пожилых людей, а вот маленький размер - нет. Но западные бабушки уже освоили этот гаджет. Скорее всего, именно планшеты станут главным помощником пожилого человека в обучении, если конечно будут представлены бюджетные варианты.

Выбор колонок зависит от ваших финансовых возможностей, но не стоит выбирать для пожилого человека самый дешевый товар в магазине.

Перед началом обучения приобретите салфетки для монитора. Покажите пожилому человеку как ими пользоваться, ведь без инструкций они могут и мокрой тряпкой помыть компьютер.

Какой выбрать монитор:

    Большой монитор — 22-23 дюйма. Они подойдут, только если есть возможность установить монитор далеко от глаз пожилого человека. Если он будет стоять близко, то это создаст сильный дискомфорт.

    Средний монитор - 18,5-19 дюймов — самый лучший выбор для обучения пожилых людей.

    Выбирайте матовый экран. Такой монитор предпочтительнее для зрения пожилых людей.

Вот, пожалуй, и все, что мы хотели рассказать про обучение для пожилых людей. Вся предоставленная информация непременно сможет помочь вам в этом сложном, но продуктивном процессе - обучении пожилых людей!

Новое на сайте

>

Самое популярное