Домой Модные советы Русские валенки история происхождения. История валенок

Русские валенки история происхождения. История валенок

История валенок в России

Прародителями русских валенок были традиционные войлочные сапожки кочевых племен, которые более полутора тысяч лет назад населяли территорию современной Европы. А на русские просторы валенки «пришли» вместе с Золотой Ордой - представители монгольских и тюркских племен носили войлочную обувь, которую называли «пима».

Широко использовать валенки в России стали только с первой половины девятнадцатого века, когда их производство возвели в промышленные рамки. А до того момента валенки были слишком дорогим удовольствием, поскольку делались вручную, и позволить их себе могли только богатые люди. Постепенное перенимание городских нравов жителями деревень, а также рост потребностей стали стимулом для значимых перемен в «обувной моде» того времени: на смену лаптям с портянками уверенно пришли валяные сапоги, что, в свою очередь, стало толчком для широкого развития производства валяльно-катальной продукции.

Первые мастера шерстобитного дела в России изготавливали не валенки в их современном виде, а более простые вещи: шляпки, колпаки для бань, простенькие ботики, похожие на калоши, и называли их «котами», «чунями» или «кеньгами». Из войлока изготавливали мягкие подкладки для лошадей: хомутины и подседельники, которые предохраняли нежную кожу животных от растирания.

Одним из первых упоминаний о войлочной обуви является «Слово о полку Игореве», XII век. Первая войлочная обувь в России была, вероятнее всего, скроенная, и имела швы. А первые цельные валяные сапоги появились в конце XIX века в Нижегородской области. Говорят, что по одной из версий изготовлением валяной обуви занимались раскольники, вынужденные приспосабливаться к суровой жизни в приволжских лесах, скрываясь от царского преследования. Но есть и другая версия: первенство изготовления валенок на Руси отстаивает старейший городок Мышкин, что в Ярославской губернии.
Кто бы не начал первым производить валенки в России, они быстро стали популярным видом обуви, особенно в холодные суровые зимы, и в разных регионах страны они носили разные названия. Так, валенки называли «чесанками» или «катанками» жители Нижнего Новгорода, «валенцы» носили жители Тверской и Тамбовской областей, а в Сибири носили «пимы». Также название валенок зависело от вида шерсти, которую брали для их изготовления: «выходками» или «волнушечками» называли обувку из козьей шерсти, а «катанками» — из овечьей.
Несмотря на широкое распространение валенок на Руси, из крестьянского сословия могли их позволить себе купить только люди зажиточные. Если в семье была хотя бы одна пара валенок, семья считалась зажиточной. Валенки носили бережно, аккуратно хранили и передавали по наследству. Если у молодого человека были свои валенки - его считали богатым и завидным женихом.

Мастеров валяльного дела было очень мало. Технология катанья держалась в строгом секрете и передавалась по наследству. К валенкам относились с особым почетом и уважением. Войдя в дом, валенки не оставляли у входа, их ставили у печи на самое почетное место. Был даже такой обычай: незамужняя девушка, чтобы обратить на себя внимание понравившегося ей парня, бросала ему во двор через забор свой валенок. Такой жест считался не только сигналом к засыланию сватов, но и демонстрацией богатства невесты.

Царские особы также отдали должное валенкам. Известный факт, что Петр Великий считал валенки прекрасным средством при лечении похмелья и радикулита. А после жаркой баньки и купания в студеной проруби Петр требовал горящие щи и валенки! Именно при правлении великого царя-реформатора пимокатное производство широко распространилось в России.
Больные ножки Екатерины Великой согревали специальные парадные пимы - мягенькие чесанки из шерсти черного цвета. А ее предшественница, Анна Иоанновна, разрешала своим придворным дамам носить валеночки с парадным платьем.
Политики новейшей истории также отдавали должное валенкам: Иосифа Сталина валенки спасали от морозов в сибирской ссылке, а Никита Сергеевич Хрущев в валенках пробегал все свое детство. Государственные чиновники заказывали валенки по индивидуальным заказам, но их имена, по понятным причинам, не указывались.
В военное время валенки ценились высоко. Говорят, что финская война была проиграна еще из-за дефицита войлочных изделий - солдаты мерзли. А вот Наполеона и Гитлера погнали, благодаря не только высокому патриотическому духу, но и хорошему зимнему обмундированию защитников Отечества.
Как гласит древняя пословица: «Голь на выдумку хитра». Коль скоро русские люди научились делать валенки, а поначалу их могли себе позволить только зажиточные представители общества, нужно было придумать им применение и в другое время. То есть, когда не холодно, и нет нужды в теплой обуви. И ведь придумали же! Валенки стали использовать в качестве подушек для сна. А что? Валенок и не жесткий и не слишком мягкий, теплый, суй его в наволочку и отдыхай сколь душе угодно!
Иногда, в отдаленных северных селениях, где температура воздуха никогда не уходит с минусовой шкалы, валенки использовали самым неожиданным образом: в качестве почтового ящика. Их приколачивали к двери и ставили метку, мол, письма - сюда!

В дореволюционной России главными центрами производства валяно-катанной продукции был Калязинский уезд Тверской губернии, Семеновский уезд Нижегородской губернии, Кинешемский уезд Костромской губернии, а также село Кукмор Казанской губернии. В 1900 году сапоговаляльные фабрики России произвели в общей сложности 1,4 миллиона пар валенок общей стоимостью 2,1 миллиона рублей. В это время стоимость одной пары валенок составляла 1,5 рубля, к 1920 году их цена поднялась до 2-х рублей. В конце 1916 года спекулянты брали за одну пару валенок от 12 до 18 рублей.

В средине XVIII века центром валяльного промысла становится Ярославская губерния. Причиной тому было активное разведение овец местными хозяйствами. Самым лучшим сырьем для производства валяных сапожек была шерсть овец Романовской породы, благодаря ее высокой способности к валянию. В Ярославской губернии в 1904 году было основано самое крупное предприятие по производству валенок. В настоящее время это «Ярославская фабрика валяльной обуви», а изначально был сапоговаляльный завод И. С. Кашина!
В настоящее время, несмотря на то что производство зимней обуви шагнуло далеко вперед, без валенок не обходятся такие сферы, как охотничьи и рыболовные хозяйства. Активно применяются валенки для зимнего обмундирования отрядов МВД, МЧС, МО. Для военной разведки был выполнен спецзаказ - валенки разведчика белого цвета.

Появление на рынке более легкой и влагостойкой обуви отодвинуло валенки на задний план. Они стали ассоциироваться исключительно с деревенским стилем в одежде. Но многие современные модельеры и дизайнеры все чаше обращают свои взоры к валенкам. На улицах все чаще можно встретить модниц в валенках различных форм и цветов, с интересными украшениями и даже на каблучке!

А знаете ли вы, что в Москве, Мышкине и Кинешме существуют музеи валенок? Валенок самого большого размера занесен в книгу рекордов России - высота валенка - 168 см, длина стопы - 110 см. Сие творение принадлежит семье Соколовых из города Кинешма. Мастерами этой семьи был изготовлен еще один валенок-гигант, который побил рекорды предыдущего, но в книгу рекордов почему-то не попал. Параметры гиганта: высота 205 см, длина стопы - 160 см. Зато в книгу рекордов России были занесены самые маленькие валеночки, выполненные по классической технологии. Размер их стопы всего 6 мм, а сделал их Валерий Соколов. Есть еще один уникальный рекорд валенок, занесенный в книгу рекордов с примечанием «валенки, изготовлены не по технологии». Это две пары крошек, с размером стопы 0,9 мм! Оспаривая критерии своего мастерства, в поединке сошлись два мастера: Валерий Соколов из Кинешмы и Анатолий Коненко из Омска. Результатом поединка стали две пары малюсеньких валеночек. А рекордсменами были признаны оба мастера.
Валенки также изготавливают из верблюжьей шерсти. Их отличает от себе подобных завидная пушистость.
В свое время 30 тысяч пар валенок РККА ВС СССР получила в дар от Монгольской правительственной делегации!
А еще «валенок» становится именем нарицательным в случае, когда характеризуют человека грубого, простого, не желающего прогрессировать или меняться к лучшему.

Прообразом валенок были традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии, история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет. На территорию Руси валенки стали проникать в период Золотой Орды через тюркские и монгольские племена, обувь которых называлась «пима».

В России же валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого они были достаточно дороги и их могли себе позволить довольно зажиточные люди. Усложнение потребностей, рост влияния городских нравов на деревню обусловили смену лаптей валяными сапогами, а вместе с тем и широкое развитие валяльно-катального производства.

Первые русские шерстобиты поначалу мастерили не классические валенки, а более примитивные вещи: шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь – подседельники, предохранявшие кожу животного от натирания.

Одно из первых упоминаний о «войлочных сапогах» есть в «Слове о полку Игореве» (XII век). Первая русская обувь из войлока вероятнее всего была сшитой или скроенной и имела хотя бы один шов. Первые валенки в виде цельного сапога появились в Нижегородской области в конце XIX века. Поговаривают, что новаторство принадлежало раскольникам, скрывавшимся в приволжских лесах от царской немилости. Однако это не единственная версия: жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на изобретение валенка.

В разных регионах России валенки называли по-разному: Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками».

На Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок - считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом.

Кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства катанок держали в секрете, передавая из поколения в поколение. Поэтому и относились к ней с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил валенки на почетное место возле печи. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.

Не пренебрегали валенками и царские особы. Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита и похмелья. Зимой после бани и купания в проруби он требовал горящих щей и валенки. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение.

Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью.

С уважением к произведениям народного промысла относились и многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков здесь корректно держат в тайне.

Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера победили мы благодаря достаточному количеству теплой обуви.

Раз уж русский человек придумал делать обувь из войлока, то почему бы ему не придумать, как эту самую обувь не только носить, но и на другие нужды использовать? Вот он и придумал. Испокон веков в российских деревнях валенки использовали в качестве подушки, вернее, ее содержимого. А что - штука теплая, не очень мягкая, не очень твердая, в самый раз в наволочку засунул и спи себе на полатях.

Помимо этого, в особо отдаленных чукотских селениях, где температура не поднимается выше минус тридцати градусов, валенки иногда использовали в качестве… почтовых ящиков. Приколачивали валенок к двери, мелом малевали: «для писем и газет» и спокойно ждали себе почтальона.

До революции производство валенок было сосредоточено в Калязинском уезде Тверской губернии, в Семёновском уезде Нижегородской губернии, в Кинешемском уезде Костромской губернии и в селе Кукмор Казанской губернии. В 1900 году на сапоговаляльных фабриках России было произведено 1,4 млн. пар валенок на сумму 2,1 млн. рублей. В 1900 году пара валенок стоила 1,5 рубля, в 1912 году - 2 рубля, в конце 1916 года спекулятивная цена доходила до 12-18 рублей за пару.

Ярославская губерния с середины XVIII века является центром валяльного промысла, что было обусловлено расцветом местного овцеводства. Шерсть Романовской породы овец считается лучшим сырьем для производства валенок, так как отличается высокой «валкоспособностью». В 1904 году в Ярославской губернии было основано крупнейшее на тот момент предприятие по производству валенок - сапоговаляльный завод И. С. Кашина, ныне Ярославская фабрика валяной обуви.

В наше время валенки носят подразделения МВД, МО, МЧС, различные охранные структуры, а также рыболовные и охотничьи хозяйства. Для военной разведки в свое время были изготовлены специальные валенки разведчика, которые были белого цвета.

Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды. Однако уже сегодня людей в валенках все чаще можно встретить на улицах. А для модельеров и дизайнеров валенки стали актуальным предметом творчества.

Интересные факты:

Музеи валенок существуют в Москве, Мышкине, Кинешме.

Самый большой валенок, занесенный в книгу рекордов России, изготовлен в городе Кинешма Ивановской области семьей Соколовых. Его высота 168 см, а длина ступни 110 см. Так же семьей Соколовых изготовлен валенок высотой 205 см и длинной ступни 160см - пока что не занесен в книгу рекордов России.

Самые маленькие валенки размером ступни 6 мм были изготовлены по классической технологии Валерием Соколовым жителям г. Кинешмы. Валенки занесены в книгу рекордов России. Так же существует ещё один рекорд с пометкой «валенки изготовленные не по технологии»: валенки размером ступни 0,9 мм они получились в результате долгого спора между жителем Омска Анатолием Коненко и жителем Кинешмы Валерием Соколовым, каждый из мастеров изготовил по паре таких валеночек и рекордсменами признаны оба мастера.

Существуют верблюжьи валенки. От обычных валенок визуально отличаются пушистостью.

Монгольская правительственная делегация передала безвозмездно 30 000 пар валенок РККА ВС СССР.

Валенок - простой, грубый человек; также: человек, который ничего не хочет сделать для того, чтобы что-то изменить.

Откуда валенки пошли

“Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова — колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.

Однако широко распространенное представление о древности валенок ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века (хотя жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на их изобретение). Более ранних сведений о существовании валенок не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.

А вот материал, из которого делают валенки, известен с 4 века до нашей эры - именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана.

Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти - ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат. Из свалянного войлока шили теплые и надежные покрытия для жилища - кошмы, делали войлочные подушки, подстилки для сна, стельки для обуви и чулки-вкладыши в кожаный сапог. Войлок использовали в качестве кольчуги и подкладки под шлем, а также им обшивали крепостные стены, чтобы в нем застревали стрелы. Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами

Первые русские шерстобиты поначалу мастерили шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь - подседельники и хомутины, предохранявшие кожу животного от натирания.

Как уже было сказано, первые валенки в виде цельного сапога появились в конце XVIII века. Но так как кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение (промышленное производство валенок началось лишь в конце 19 века), стоили валенки дорого, их носили лишь зажиточные люди. Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор - засылай, мол, сватов.

Не пренебрегали валенками и царские особы. Большая модница и обладательница огромного гардероба Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая, таким образом, свои больные ноги. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти.

А вот позднее люди известные, дерзавшие на публике появиться в столь эпатажной обуви, вызывали массу кривотолков. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: «На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: «Какие на вас интересные гетры!». Все присутствующие покатились со смеху». Позднее Есенин рассказывал: «Очень мне обидно стало тогда... Ведь я был доверчив, наивен...».

С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков корректно держат в тайне.

Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера мы победили и благодаря достаточному количеству теплой обувки.

Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.

За последние десятилетия валенки стали менее популярными из-за превращения русских зим в мягкие и слякотные, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды; в городах их обычно носят маленькие дети, либо их носят в сильные морозы, когда другая обувь мало спасает от холода.

Однако сегодня валенки возвращают к себе любовь горожан, а для дизайнеров и модельеров становятся актуальным объектом творчества.

Мода на валенки

Действительно, в последние несколько лет валенки приобретают статус модной обуви, а валяльные фабрики, не отставая, шагают в ногу со временем. Шагают, разумеется, в валенках. В валенках на резиновой подошве, на липучке, на молнии и на шнуровке.

В валенках с золотым шитьем и меховой оторочкой. В валенках с симпатичными аппликациями и уморительными помпонами. В валенках, отделанных гобеленом, разузоренных бисером и усыпанных стеклярусом. В брутальных валенках в стиле милитари и в элегантных, перевязанных лентами на манер балеток, валеночках на каблучке. В валенках самых немыслимых моделей и самых феерических расцветок.

Валенки появляются и в коллекциях знаменитых кутюрье. Например, в коллекции осень-зима 2009 Вячеслава Зайцева.

«Валенки, валенки, ой да не подшиты, стареньки» - под эту русскую песню Вячеслав Зайцев дает твердый отпор новомодным западным угги. Его валенки ничем не хуже, даже разнообразнее и симпатичнее, чем западные меховые писки моды. В этом очередной раз убедились его коллеги и гости выставки Collection Premier Moscow.

Модели в валенках задорно пританцовывали в такт русской песне, заигрывали друг с другом и вообще вели себя на подиуме на редкость расковано, придавая показу коллекции «Валенки» особое очарование.

Одежда тоже под стать - русский стиль. Современным модницам иметь в гардеробе полушубок, высокую формованную шапку а-ля боярыня Морозова и любую вещь с имитацией традиционной росписи (хохлома, жостов, городец) просто необходимо. И дополнить все это великолепие валенками от Зайцева.

О пользе валенок

Валенки - вещь полезная. Во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Целебные свойства войлочной обуви были замечены еще во времена Петра I (он давал следующий совет: «Если утром голова болит с похмелья - надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей»). Медицина подтверждает благотворное влияние валенок на здоровье человека.

· Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах

· Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха.

· Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах.

· Шерсть богата ланолином, приносящем облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов.

· Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови.

· Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний.

· Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине.

· Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.

· А еще отечественные ученые сделали открытие: оказывается, если мальчики до 12 лет носят валенки, то в зрелом возрасте импотенция им не грозит. Вся хитрость в бараньей шерсти, недаром во многих культурах баран олицетворяет мужскую силу. При длительном ношении валенок из бараньей шерсти сексуальная потенция неустанно аккумулируется.

Как делают валенки

Производство настоящих валенок очень трудоемко. Выражение «прост как валенок» можно отнести лишь к их форме. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче.

Разрыхленную шерсть складывают в форме большого носка и начинают катать, или правильнее сказать - валять. Отсюда и происходит слово валенок (второе название - катанки или катанцы). Делают это руками (для чего нужна большая сила) и накручивая на специальную скалку, имеющею вид четырехгранной палки. В результате получается толстый, плотный шерстяной носок. Чтобы валенок стал мягким, шесть поливают горячей водой и продолжают валять. В процессе валки валенок становится все меньше и меньше. Затем делается носок валенка, и пятка. Чтобы валенок получился теплее и плотнее, его растирают на специальной доске с ребрышками. Она называется дергуч. Затем валенок надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Потом поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

Так делают валенки вручную. Но в 19 веке в России появились фабрики по изготовлению валенок. Они существуют и сейчас. Самые крупные из них:

Кукморский валяльно-войлочный комбинат — 800—900 тыс. пар.

Ярославская фабрика валяной обуви — 550—600 тыс. пар.

Омский комбинат валяной обуви — 170 тыс. пар.

Калужская обувная фабрика — 150 тыс. пар.

Егорьевская обувная фабрика — 100 тыс. пар.

Одним из самых старых производителей валенок является Битцевская фабрика валенок, известная с 90-х годов XIX века. В настоящее время валенки под маркой Битцевской фабрики выпускаются в городе Калязин Тверской области. На фабрике для превращения клока шерсти в пару исконно русской обуви, нужно 5 дней упорной тяжёлой работы, 45 технологических переходов. Рабочие двадцати специальностей трудятся над ее созданием, чтобы мы могли согреться в зимнюю стужу натуральными экологически чистыми шерстяными валенками. Весь процесс производства валенок на этой фабрике представлен в фильме.

Описание для тех, кто не хочет смотреть фильм.

Валенки на фабрике делают из нескольких видов шерсти. После замешивания, шерсть размельчают, и отправляют в смесевую башню. Под давлением из смесевых башен шерсть попадает в цеха, где ее укладывают в шерсточесальные машины.

Путем этих операций получается однородная масса, которая должна сутки вылежаться, а затем по пневмотранспорту подается в чесально-основальный цех.

На чесальных станках шерсть прочесывается и превращается в пушистое шерстяное облако. Им оборачивают несколько раз матерчатый чехол, таким образом получается «ватная» заготовка голенища - конус.

Ватный конус уплотняется между сильно разогретыми паром плитами специальных машин. Горячие плиты хлопают друг по другу, как будто какое-то мифическое чудовище пережевывает в пасти шерстяное облако. От этого оно теряет свою воздушность - свойлачивается.

Далее вручную формируют валенок. Чтобы это проделать, нужно обладать немалым опытом и ловкостью рук. Войлочную заготовку требуется свернуть так, чтобы в будущем из нее получилась головка валенка, причем нужного размера и толщины. Полученная в результате заготовка похожа на войлочный носок гигантского «гулливеровского» размера.

Чтобы этот «носок» превратился в маленький плотный валеночек, он должен пройти огонь, воду и… деревянные барабаны. Основы, увлажненные и свернутые в рулон, помещаются между деревянными барабанами, которые начинают вращаться и сильно их сжимать - это первый этап уплотнения.

Затем будущие валенки попадают в воду. Постепенно заготовки становятся меньше размером и все более плотными. Чтобы придать валенку окончательную плотность, его еще несколько раз «стирают». Там, в горячей воде определенной температуры, подвергаясь ударным механическим воздействиям, происходит окончательное уплотнение и усадка.

Пройдя несколько этапов стирки «гулливеровский носок» становится похож на мокрый сапожок. Превращение для тех, кто видит это впервые, почти мистическое. Он уменьшается более чем в 10 раз. Легендарный русский валенок почти готов. Осталось только придать ему форму и высушить.

Для того чтобы он приобрел надлежащую форму, его насаживают на механическую колодку. Работают насадчиками обычно люди недюжинной силы - ведь валенок при насадке очень сильно расправляется. А колодки - металлические, вес каждой - от 2,5 до 10 килограмм, так что сила нужна хотя бы для того, чтобы их поднимать.

Насаженные на колодки валенки по конвейеру поступают в сушильную камеру на 8 часов. Температура там под 100 градусов.

Посушившись, валенки, как румяные пирожки, по конвейеру выезжают из сушильной камеры - горяченькие и почти готовые. В отделочном цехе их.подчищают от ворса, чтобы не были лохматыми.

В цехе подборки главная задача каждого валенка - найти себе пару. Ведь они не шьются по лекалам, а формируются вручную, а потому каждый валенок в своем роде неповторим. Он может получиться чуть полнее, чуть «курносее», чуть выше. Пред подборщицей лежит целая груда таких "одиночек", и ее задача составить из них идеальные пары. Сделать оба валеночка одинаковыми по высоте не сложно - сверху их голенища обрезают на специальном станке. Затем валенки измеряют по внутренней длине стопы - определяют точный размер и маркируют.

Если требуется резиновая подошва, валенок отправляют в цех горячей вулканизации. Резиновая подошва на фабрике к валенкам не приклеивается, а приваривается под воздействием высокой температуры прессовым методом. Поэтому она так прочно держится на готовом изделии (действительно - проверено несколькими зимами, у меня у всей семьи такие валенки).

В отделочной мастерской рукодельницы вручную вышивают на валенках различные узоры, фигурно обрезают голенища, продевают шнурки, пришивают мех. Благодаря замыслу дизайнера и умению швеи, готовые изделия приобретают нарядный и стильный вид (есть очень красивые валенки!! - у меня с искусственным мехом, детские - с тесьмой, очень красиво!).

Музей «Русские валенки» в Москве

Музей открыл свои двери в декабре 2001 года, подарив своим первым посетителям по-русски разудалый праздник. Встречал гостей бурый медведь, танцевавший с валенками в лапах. Артисты фольклорного коллектива веселили народ частушками и вовлекали в весёлый хоровод.

Посетив музей можно узнать абсолютно всю историю валенок, технологию их производства, познакомиться с ведущими (современными и уже ушедшими в историю) фабриками, производящими валенки. В экспозиции музея представлены лучшие образцы валенок, начиная с самых простых, в которых ходили крестьяне и высшее сословие прошлых веков, заканчивая самыми современными «произведениями валяного искусства».

При всё возрастающем интересе людей к своей национальной культуре, благодаря разнообразной деятельности, музей приобрёл популярность. Ежедневно музей посещают от 10 до 120 чел. Проводится до 30 экскурсий в месяц.

«Русские валенки» - это музей, в котором можно и нужно трогать экспонаты. Здесь можно даже купить заготовку и самостоятельно сделать сувенирный валенок.

Ежегодно музей участвует в фестивале «Покупайте Российское» на ВВЦ, в празднике «Валенки на снегу» на Рублёвке, в «Ярмарке ремёсел» в Измайловском кремле.

С 2007 года музей является членом Международного Союза музеев ICOM.

Адрес музея: 113114, г. Москва, 2-ой Кожевнический пер., д.12.

Музей «Русские валенки» в Мышкине

Музей валенок открылся в небольшом приволжском городке Мышкин в 2000 году (Ярославская область), после того, как здесь впервые была проведена выставка-продажа «Русские валенки». Выставка-продажа, проведенная в День Города как часть празднования, имела большой успех у жителей и гостей Мышкина.

Валенки в городе Мышкин делают на протяжении столетий и бережно хранят традиции производства этой обуви, не стремясь сделать ее максимально дешевой в ущерб качеству. Настоящий, исконно «мышкинский» валенок должен быть серого цвета, так как производится из шерсти овцы определенной породы. Серых романовских овец разводят здесь уже очень долго, их шерсть - теплая, густая - идеально подходящее сырье для валенок. Технология производства валенок практически не изменилась за всю свою историю - валенок буквально лепится из шерсти как из глины. Большая часть процесса требует ручного труда.

Среди экспонатов музея есть не только серые мышкинские валенки. Здесь найдутся валенки всех цветов, созданные в разнообразных стилях. Многие валенки украшены вышивкой, тесьмой, мехом - над некоторыми работали профессиональные дизайнеры. Имеются «модные модели» со шнуровкой или на платформе, а также валенки-коньки. Высота голенища также может быть самой разной. Есть валенки-игрушки с носами, глазками и ушами. При этом практически каждая пара валенок, представленных в музее, вполне пригодна для носки снежной морозной зимой.

Самый старый выставленный в музее валенок сделали еще в конце XIX века, и он отлично сохранился. Этот древний экземпляр лишний раз доказывает, что валенки - не только теплая, но и практичная прочная обувь. Конечно, для условий города валенки не очень подходят. В основном из-за агрессивных химических веществ, которыми посыпают и поливают городские дороги зимой. Но для зимних поездок за город валенки - идеальный вариант обуви.

В музее «Русские валенки» можно не только с удовольствием рассмотреть все экспонаты и узнать об их истории, технологии изготовления, но и купить пару для себя или своих близких, а также получить рекомендации по носке и хранению этой уникальной обуви. Гости музея довольно часто приобретают понравившиеся экспонаты, поэтому выставка постоянно меняется, обновляется.

Интересные факты про валенки

Обычно валенки делают из овечьей шерсти. Но бывают козьи, верблюжьи и даже собачьи валенки.

На изготовление одной пары уходит в зависимости от размера от 4 до 7 килограммов шерсти.

Среди валенок есть свои рекордсмены. На место в Книге рекордов Гиннесса претендуют два валенка-гиганта. Один, 120-го размера, высотой 157 см и весом 7,5 кг, был сделан в селе Кубенском под Вологдой. Другой, еще громаднее, сваляли в Семипалатинске. Его высота - 178 см, вес - 16,5 кг, а размерчик как раз впору Гулливеру - 146-й!

В свое время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова - клоун запрыгивал в них во время трюка.

Чемпионаты по метанию валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и в Сыктывкаре. Как говорят участники, главное в валенкометании не сила броска, а точность прицела, ведь валенок в силу своих специфических аэродинамических свойств часто капризничает и летит не по заданной траектории.

В 2002 году модельер Джанфранко Ферре создал специальную коллекцию валенок. А на зимней Олимпиаде - 2002 в Солт-Лейк-Сити российская сборная была патриотично обута в валенки с галошами.

В Иркутске вручается ежегодная журналистская премия «Золотой валенок» - за самые исключительные промахи и ляпы.

Пословицы, загадки и частушки про валенки

Валенки - исконно русская обувь. И в русском фольклоре достаточно загадок, пословиц и частушек, посвященных валенкам.

Загадки

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой

Утром - в школу,

Днём - домой.

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают………..

Тёплые, удобные

Ноги согревают,

Долго, долго по сугробам

Ходить позволяют?

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки

В них мы бегаем зимой,

Утром - в садик,

Днём - домой!

Пословицы

С умного по шерстинке - дураку валенки.

Сани и валенки готовь с лета.

Прост, как сибирский валенок.

Кто раньше встал, тот и валенки одел.

Частушки

Сидя на завалинке

Подшивал дед валенки.

К нему бабка подошла

Дедка бросил все дела.

На окошке два цветочка

Голубой да аленький,

Я возьму да променяю

Сапоги на валенки.

Я частушки пропою

Про пимы да валенки

Гармонист мне подыграет

Сидя у завалинки.

А мне милый подарил

Пимы - самокаты,

Каждый вечер провожал

Он меня до хаты.

Эх, кто к нам идет

Широко шагает,

Рыжи валенки одел,

Чего-то воображает.

Мы не знаем как у вас

А у нас на даче,

Ходит в валенках народ

И не как иначе!

Глазки я свои накрашу

Губки ярко подведу,

Новы валенки обую

На свидание пойду.

Огонек в глазах сверкает

Знать душою молода!

В валенках зимой гуляю

Не берут меня года.

Хорошо гармонь играет

Душу рвет на части,

Я как валенки куплю

Забуду все несчастья.

Буду в валенках плясать

Это очень просто

Буду, девочки, гулять

Лет до девяносто.

Президент Медведев Дмитрий

Поступает очень хитро:

Летом туфли обувает -

Зимой в валенках шагает!

Сценарий "Праздника русского валенка" для дошкольников

Как самому свалять валенки

Мастер-класс Натальи Петровой (описание и фото) http://www.beadsky.com/felting.php?ln=ru

«Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» — такое определение дает валенкам словарь В. Даля. Однако для нас валенки настолько знакомы и привычны, что не нуждаются в описании. В представлении иностранцев эта обувь еще недавно слыла неофициальным символом России, одним из ярких атрибутов образа русского человека.
Первые упоминания о валяных изделиях впервые были обнаружены еще при археологических раскопках города Помпеи. Тогда были обнаружены кусочки сваленного войлока. А найденные при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят аж к 4 веку до нашей эры. Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве». Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок.
Сам процесс валяния обуви пришел из азиатских стран. К русским жителям валенки попали во время нашествия Золотой Орды. У монголов была обувь похожая на валенки, которая носила название «пима».
На Руси валенки стали популярны в 8 веке. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой. Лишь в 18 веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся в круговую валенки и началось массовое производство. Произошло это в городе Мышкин Ярославской области, до нашего времени там сохранился музей валенок. Они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма.

В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Одно время валенки стоили очень больших денег, и позволить их себе могли только

зажиточные люди. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.

Валенки имели свое название в зависимости от региона России: «пимы» - в Сибири; «чесанки» и «катанки» - в Нижнем Новгороде; «валенцы» — в Тамбовской и Тверской областях. В зависимости от шерсти: «волнушечки» и «выходки» - валенки из козьей шерсти; «катанки» - из овечьей.
В те годы, когда валенки считались особой роскошью, их носили и высокопоставленные особы. Царь Петр I всегда надевал их после бани. Екатерина Великая носила пимы под кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для неё специально изобрели мягкие чёсанки из тонкой шерсти. Также знаменитая Анна Иоановна первая издала указ, разрешающих придворным дамам носить подобную обувь с платьями.
Свою заслуженную массовую популярность на территории России валенки приобрели в первой половине XVIII века. Именно во времена правления Петра I валенки начал носить и простой люд. А уже в XIX веке их пустили на массовое промышленное производство.
С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков корректно держат в тайне.

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки — так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.
Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера мы победили благодаря достаточному количеству теплой обуви.
Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.

Огромную популярность наравне с этой обувью также имела песня «Валенки». Это старинная, таборная песня цыган. Известность в качестве «русской и народной» она получила в 40-ых годах 20 века, после того, как

Ее в собственный репертуар.

Именно в роковые для миллионов людей годы песня стала хитом советского государства.
В ее исполнении, «Валенки» стали очень отличаться от более ранних версий, песня приобрела новые напевы с российским «налётом».

Выступление Лидии Руслановой на фронте

В поверженном Берлине солдаты попросили Лидию Андреевну Русланову расписаться на стене Рейхстага. Так рядом с подписями солдат и офицеров, штурмовавших столицу фашистской Германии, появилась и подпись певицы, чьи песни прошли суровыми дорогами войны, вселяя в бойцов веру в победу и помогая громить врага. А перед этим был концерт у Бранденбургских ворот, и она пела по просьбе собравшихся знаменитые «Валенки». Когда её попросили спеть эту любимую в армии песню, она, лукаво подмигнув солдатам, сказала: «А сейчас «Валенки», не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Песню встретили аплодисментами и криками «Ура!», пришлось её повторять неоднократно на бис. В тот раз Лидия Русланова пела много, откликаясь на все просьбы своих слушателей.

В поверженном Берлине звучат «Валенки»
Можно долго спорить, кто же автор «Валенок». Можно сравнивать варианты текстов или мелодий. Но, надо ли? Сегодня ясно, что история песни Валенки важна не своим началом, а своим концом! Ведь простая песня про валенки, так же как и многие другие российские песни, например, «Очи чёрные» или «Ой, мороз, мороз», стала не просто частью русской культуры, а в большей мере её символом. Недаром, именно эта песня звучала перед разрушенным рейхстагом.

Отдельно стоит отметить праздничные расписные валенки.
Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты не насквозь, а поверхностно. Неизменный атрибут зимней обуви прошлых столетий — это доходящие до середины бедра голенища. Заправленные в такие валенки штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок. С развитием городской культуры валенки стали короче, потому что, в отличие от деревни, где снега по колено, в городе его —

намного меньше. Со временем появились валенки на каблуках — модницы могли носить их, не снимая туфелек.
С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел. Валяли валенки дома крестьяне-одиночки, которые потом сбывали их через перекупщиков. Труд крестьянина был тяжелым, ручным — мастер перемешивал с шерстью мыло, соду, слабый раствор серной кислоты. Отпаривал, раскатывал и отбивал… «Рецепты» производства валенок хранились в тайне и передавались по наследству. Известно, что для изготовления одной пары валяной обуви, не самого большого размера, необходимо было около одного килограмма шерсти, то есть можно постричь целую овцу. Шерсть сортировали, мыли и сушили, а после этого специальная машина измельчала ее и превращала в вату. Затем чесальная машина делала ее воздушной и закатывала в овечьи валуны — кудель, из которой позже кроили валенки. Чтобы вата стала валяным полотном, кудель проходил стадию притирки: прессовочная машина или инструмент тщательно утрамбовывал его в валяное сукно. Сам валенок выкраивался по специальному трафарету. Особое внимание уделялось сращиванию подошвы, на которую накладывался толстый слой шерсти, ведь это должна быть самая прочная валенка. Подготовленную основу заворачивали в мокрую ткань и тщательно утрамбовывали, чтобы пышная шерсть улеглась. Все это делалось вручную. Скатывание производилось вдоль сапога, а катание самого войлока делалось по его ширине. Привычную форму он получал только на выкатке, где становился жестким.
Чтобы процесс усадки проходил быстрее, применяли медный купорос, а в советские времена — серную кислоту. Шерстинка или ворсинка имеет цилиндрический вид, это некие гладкие чешуйки. Под действием кислоты на шерсть эти чешуйки раскрываются, цепляясь друг за друга, и поэтому шерсть уплотняется быстрее. Однако такие валенки не были экологически чистыми.
http://prikol.i.ua/view/947790/
Самыми лучшими и очень мягкими остаются, конечно, валенки свалянные вручную. Для того, чтобы получиться таким изделие, проходит несколько этапов:
1. Битье вороха овечьей шерсти — летнины.
2. Выделка формы будущего валенка на обыкновенной деревянной скалке.
3. Мокрая валка.
4. Придание формы при помощи металлических стержней и деревянных колодок.
5. Натирание специальным валком, чтобы прогладить поверхность.
Современные заводы по изготовлению валенок работают по бескислотному методу. Необходимой плотности добиваются путем определенного технологического режима, совмещая циклы валки и температуру. Валенок получается экологически чистым и более мягким. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.
Целебный свойства, которыми обладает войлочная обувь:
. валенки обладают противоаллергическими, обезболивающим противовоспалительными свойствами;
. натуральные волокна шерсти имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть в студёную зимнюю пору;
. валенок спасает стопу человека не только от холода, но и от жары;
. ноги в валеночках не потеют. Волокна шерсти пропускают воздух. Благодаря этому, валенки прекрасно поглощают и испаряют влагу;
. улучшают микроциркуляцию крови стопы;
. натуральные шерстяные валенки поднимают настроение.

По всей России существуют несколько достаточно популярных музеев истории
1. Музей валенок в г.Мышкине
Музей валенок был открыт в 2000 году в приволжском городе Мышкин Ярославской области после того, как здесь впервые провели выставку-продажу «Русские валенки». Ярмарка, организованная на честь празднования Дня города, имела большой успех у гостей Мышкина и его жителей.
Здание музея:

Валенки в Мышкине - не просто обувь, это целое искусство, которое оттачивалось столетиями. До сих пор здесь хранят древние традиции производства обуви, которая много лет спасала местных жителей от суровой русской зимы. Настоящий “мышкинский” валенок - это валенок серого цвета, сделанный из шерсти овцы романовской породы. Разведением серых овец этой породы занимаются в городе уже очень долго, их теплая и густая шерсть - идеальное сырье для валенок. Технология производства теплых войлочных сапог почти не изменилась с прежних времен - их буквально лепят из шерсти, словно из глины. Практически весь процесс изготовления требует применения ручного труда. Обо всех тонкостях и секретах производства валенок, а также о многом другом, можно узнать в музее “Русские валенки” в городе Мышкин.
Станок для производства валенок:

В экспозицию музея входят не только классические “мышкинские” валенки серого цвета. Здесь можно увидеть множество разнообразных валенок всевозможных цветов и стилей. Многие из них украшены мехом, тесьмой, вышивкой - дизайн некоторых разработан профессиональными модельерами. Найдутся и «модные» модели на платформе или со шнуровкой, а также валенки для футболистов, сделанные в виде бутсов, или валенки-коньки. Высота голенища войлочного сапога может быть самой разной. Имеются валенки-игрушки с глазками, носиками и ушками. Самыми популярными из них, естественно, являются мышки - они здесь летают на самолетах или просто позируют на печке. Что интересно, практическая каждая представленная здесь пара необычных валенок пригодна для носки морозной снежной зимой.

Этот старинный экземпляр доказывает, что валенки являются не только теплой, но и очень прочной и практичной обувью.

2. В Вышнем Волочке Тверской области , при фабрике по производству валенок, расположенной на трассе Москва - Санкт-Петербург, также находится музей "Русские валенки".

Серые, белые, крашеные, с вышивкой и даже сувенирные, все валенки в музее - ручной работы. Выставлено более 400 пар настоящих валенок, возраст некоторых экспонатов превышает 130 лет. Выставлены не только всевозможные образцы валенок, но и старинное оборудование для их

производства, к примеру - ручная чесальная машина. Привлекают внимание изделия из войлока - валяные жених с невестой, валеночный,

Или

«Русские валенки». Центральное место в экспозиции отдано уникальному

экспонату с именем "Царь-валенок". Его высота 2 м 25 см, размер чудо-обуви - 201, вес - 52 кг. Руководство музея собираются подать заявку на внесение центрального экспоната в Книгу рекордов Гиннеса как самого большого валенка в мире.
3. Музей валенок в г. Кинешме Ивановской области
Официальная дата открытия музея 28 июня 2012 года. Музей создан семьей Соколовых, проживающей в славном городе Кинешма. Глава семейства — Валерий, жена — Ирина и две дочери — Светлана и Любовь. Валерий и Ирина уже больше 20 лет занимаются изготовлением валенок. Пока дети были маленькие, валенки в семье изготавливали только простые… Но дочки со временем подрастали и хотели отличаться в школе, поэтому стали расшивать валенки бисером, бусинами, тесьмой и т.п. Сначала получалось скромненько, а со временем стали появляться настоящие шедевры. Тем самым дочери вдохновили Валерия на рекорды.

Для начала он смастерил пару мини-валеночек размером всего 5 см по длине ступни, но на этом не остановился. С каждым разом валенки получались все меньше и меньше и, наконец, свойства шерсти остановили Валерия Леонидовича на размере 0,6 см.

Подали заявку на рекорд в «Книгу рекордов Росии», там его признали и зарегистрировали. Но Валерию очень хотелось стать рекордстменом «Книги рекордов Гиннеса». К сожалению, заграничная книга отказала в регистрации рекорда по причине того, что у них нет раздела «валенки»(валенки — это исконно русская обувь, и за границей мало кто знает о валенках). Обидно стало русскому мастеру и, немного подумав, решился он на новый рекорд. На этот раз был изготовлен валенок-гигант размером со взрослого человека: высота 168 см, а длина ступни 110 см. Данный экспонат так же был зарегистрирован в «Книге рекордов России». Спустя несколько лет семьей Соколовых был изготовлен валенок высотой больше двух метров, а так же целая коллекция миниатюрных валеночек, самый маленький из которых размером 0,9 мм по длине ступни.
Со временем необычных валенок в семье Соколовых стало так много, что в одной маленькой комнате они уже не помещались. Пришлось главе семейства выделять специальное помещение в доме. Полюбоваться на такое чудо стали приходить друзья, знакомые и просто незнакомые люди. Исходя из этого было принято и, с помощью городской и областной администраций, воплощено в жизнь решение переместить музей в центр города, чтобы посетить его могли все желающие.
В настоящее время музей состоит более чем из 200 экспонатов, среди них и старинные шерстобойные машины,

В алены, катанки, самокатки, чесанки, валенухи, валежки - как только не называют обувь из овечьей шерсти в России! Но привычной зимней обувью валенки были не всегда: некогда предмет роскоши в крестьянских семьях носили «в очередь», давали в приданое невестам и даже передавали из поколения в поколение. Вспоминаем интересные факты из истории валенок вместе с Натальей Летниковой.

Первые валенки на Руси . Наиболее ранние свидетельства об использовании войлока на территории страны относят к IV веку до н. э. Остатки валяной шерсти археологи нашли в условиях вечной мерзлоты в Пазырыкских курганах Горного Алтая . Народы, живущие здесь, обтягивали ею юрты, из шерсти делали головные уборы и одежду. Историки костюма считают, что кочевые народы изобрели и валяную обувь. А вместе с ними - в годы монголо-татарского ига - валенки появились в русских деревнях и городах.

От штучного товара - до валяльных фабрик . В XVI–XVII веках валенки валяли в Сибири и нескольких северных областях. Ручной труд был кропотливым, валенки изготавливали долго. Голенище валяли отдельно, а затем пришивали к коротким чуням или пимам - так называли в Сибири короткие шерстяные ботиночки. Цельную обувь научились мастерить в Семеновском уезде Нижегородской губернии в XVIII веке. В деревнях валенки оставались дорогой и ценной обувью - иногда они были одни на всю семью.

Промышленным способом валенки стали изготавливать лишь столетие спустя. В России появились первые валяльно-катальные фабрики, и обувь стала более популярной - и в городе, и в деревне.

Мода из царского дворца . До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I : он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки». Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног. Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями: в зимние стужи камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах.

Русские валенки - медалисты международных выставок . В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес - как и русские пуховые платки .

Фабричные валенки с предприятия Митрофана Смирнова из села Неклюдово появлялись на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году. Везде они получили золотые и серебряные медали. Традиционная обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции - в 1919 году в Париже.

Валенки на модных подиумах . С легкой руки Вячеслава Зайцева традиционная обувь прочно закрепились на модных подиумах. Впервые к своей коллекции он добавил их еще в 1963 году, когда руководил экспериментальной группой швейной фабрики Мособлсовнархоза. Тогда на показах выступали модели в телогрейках и цветных валенках. После этого обувь еще не раз появлялась на модных подиумах. Дефиле в валенках устраивали российские спортсмены на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити 2002 года и студенты на универсиаде в Китае в 2009 году.

Валенки в российских музеях . В России открыты четыре музея валенок: в Москве, Мышкине, Кинешме и мордовском селе Урусово. Здесь есть и офицерские валенки бурки, которые носили сто лет назад военные милиционеры, и солдатские валенки времен Великой Отечественной войны . На валенках карельских партизан расположены специальные крючки для лыж, а на гусарской теплой обуви из музея Мышкина - шпоры.

Арт-объект «Русский размер» . Самый большой валенок в мире - высотой в шесть метров - сваляли в Санкт-Петербурге. Художница Валерия Лошак работала на протяжении года и потратила на свою валяную скульптуру 300 килограммов овечьей шерсти. На установку шерстяного памятника на набережной Обводного канала понадобилось три дня, его собирали из частей прямо на месте. Войти в арт-объект можно было через специальный вход в пятке, внутри могли поместиться три взрослых человека.

Прежним рекордсменом был валенок из Кинешмы высотой 168 сантиметров. Хранится он в кинешемском Музее валенок.

Новое на сайте

>

Самое популярное