Домой Модные советы Основные принципы фуд фотографии. Food-photo

Основные принципы фуд фотографии. Food-photo

Если вам приходилось заниматься фотографированием еды и разного рода изысканных произведений кулинарного искусства, то вы наверняка сталкивались с главной проблемой этого вида фотографического творчества. Конечно, это быстрая потеря объектом вашей съемки своей привлекательности и красоты. Кто же будет спорить с тем, что при студийном освещении практически любые продукты портятся очень быстро. Можно даже смело сказать, что этот необратимый процесс происходит прямо на глазах у фотографа.

И эта, мягко сказать, досадная мелочь из мелочи превращается в серьезную проблему для фуд-фотографов (фуд-фотогоафы - это фотографы, специализирующиеся на съемке еды). И - что делать - эти профи смирились с законами физики и биологии и научились обманывать своих зрителей, то есть нас с вами. Точнее будет сказать, они придумали некоторые хитрости, которые стали использовать в своей работе. А мы-то, наивные, по- прежнему думаем, что на красивой фотографии в глянцевом журнале или в рекламном буклете действительно мороженое или кусочек торта… И забываем, что каждый из таких снимков - это итог многочасовой работы в студии, при свете ярко горящих осветительных приборов, которые кроме света выделяют также и огромное количество тепловой энергии.

Трое американцев, арт-директор Sandy Suffield, фотограф Dan Matthews и фуд-стилист Jack Sargeson, объединились в творческую группу и решили совместными усилиями создать фотопроект, который назвали «Подделка» (Faking It). В этом проекте творческое трио раскрыло зрителям некоторые тайны фуд-фотографии. И, попутно, преподало своего рода мастер-класс начинающим фотографам, которые решили освоить это направление в фотоискусстве.

Итак, чуть-чуть приоткроем завесу тайны…

На представленных ниже снимках вы увидите множество совершенно несъедобных вещей. Зачем они тут? Что они тут, в окружении вкусностей, делают? Как они тут оказались? А вот как… Слушайте.

Наливать в бокалы самое настоящее дорогое шампанское только лишь для того, чтобы сделать красивую фотографию? Зачем же нести лишние расходы и соблазнять себя спиртными напитками? Ради такого случая намного проще сделать искусственное «шампанское». Из чего и как? Вам потребуется обыкновенная водопроводная вода, совсем немножко дешевого соевого соуса и чуть-чуть Алька Зельцера для того, чтобы в этой жидкости появились пузырьки воздуха… А красивые кусочки мяса очень удобно подпирать синенькими детальками из детского конструктора Лего.

А на этой фотографии вы видите аппетитное мороженое. Но это не мороженое. Это обыкновенное картофельное пюре, которое члены творческой группы смешали со свиным салом и сахарной пудрой и подкрасили натуральными пищевыми красителями естественного происхождения. Проще говоря, соком моркови или тыквы. Невкусно? Зато красиво, натурально, вполне естественно и - не тает при ярком и жарком свете софитов!

О, как красивы эти гроздья винограда с благородным налетом пруина на сочных и спелых ягодах! Пруин - это естественный восковой налет на виноградинах. Но в данном случае нас с вами опять обманули! Это не естественный налет! Он искусственный. Это всего лишь тальк. Присыпка для нежных детских попок! Ну, а вся эта красивая композиция удерживается в неподвижном состоянии с помощью тонких рыболовных лесок и нескольких самых обыкновенных зубочисток.

Вау, какой красивый и аппетитный торт! Согласитесь, он так и просится в рот! Но не торопитесь! Это опасно! Крем из взбитых сливок на этом «торте» совершенно несъедобен! Это крем для бритья! Таким кремом конечно не отравишься, но тем не менее… А вот другим ингредиентом украшения этого с позволения сказать «торта» испортить свое здоровье вполне реально. Речь об аэрозольной краске, которая покрывает его поверхность.

Какой соблазнительный кусок мяса мы видим на этом снимке! Что называется, просто слюнки текут. Но… Обрати те внимание на этот приятный и привлекательный блеск на срезе! Это моторное масло. Так что употреблять эту буженину в пищу уже никто больше не осмелится. Тем более что благородные прожилки в этом деликатесе затемнены самым обыкновенным обувным кремом. Да-да, гуталином, как его раньше называли. А морковка, красиво уложенная на тарелочке в нижнем правом углу этой фотографии, знаете, почему выглядит так аппетитно? Потому что она опрыскана лаком для волос…

Вместо молока фуд-фотографы обычно используют поливинилацетатный клей, который всем известен как клей ПВА.

Всё, хватит на сегодня. Больше не будем портить вам аппетит. Желаем творческих успехов!

Возбуждающей съемкой еды сегодня озадачены и рестораторы, и домохозяйки. «Большая Деревня» задала тольяттинскому фуд-фотографу Александру Хитько восемь вопросов о том, как делать умопомрачительные снимки для меню кафе или частного аккаунта в соцсетях: с какой техникой работать, можно ли заменить Red Label чаем со слоном, что делать со столовскими пирожками и где искать вдохновение.

На какую технику снимать?

Выигрышный кадр может получиться при съемке и на профессиональную технику, и на телефон - все зависит от цели, которую вы ставите перед собой. Концептуально снять еду для меню на айфон будет крайне сложно - там вы вряд ли добьетесь качественной картинки без фудфонов и отражателей. А вот в соцсетях наоборот могут зайти живые кадры с телефона: качество здесь на втором плане, ведь никто не листает инстаграм на больших экранах.

Какой свет лучше?

Всегда классно смотрятся естественное освещение и дневной свет: лучшие кадры получаются в ясную погоду. Съемка в заведениях с панорамными окнами и плавным солнечным светом за стеклом - тот исключительный случай, когда может снять еду идеально даже на телефон. Главное правило: свет либо должен ложиться сбоку, либо подсвечивать блюдо сзади - то есть, быть контровым. Так фото выглядят объемнее, а еда - сочнее. Если же свет будет ложиться спереди, блюдо в кадре будет плоским.

Какие тренды учесть?

Зачастую в паре с фуд-фотографом работает стилист - отдельный человек, который подбирает салфетки, приборы и следит, чтобы все аксессуары сочетались между собой. Я же считаю, что невозможно сделать хороший снимок, если сам не разбираешься ни в стилистике, ни в кулинарии.

Фуд-мода - это не итальянские подиумы, где тренды меняются по два раза в сезон. Деревянные фоны, винтажная посуда - все, что было в ходу несколько лет назад, по-прежнему актуально: так, вы не будете выглядеть глупо, если снимете блюдо на классической разделочной доске. С другой стороны, фотографировать абсолютно все в деревянной эстетике невозможно. Если у всех блюд в заведении примерно одинаковая подача, можно разнообразить снимки собственными столовыми приборами: я часто ношу с собой вилки и ложки для перестраховки. В целом, сейчас фуд-фотографы делают упор на интересную посуду. Например, не так давно я снимал меню для ресторана грузинской кухни, полностью на их «базе» - блюда и напитки в заведении подают в оригинальных тарелках и бокалах, сочетающихся с общей концепцией и цветовой гаммой интерьера.

Мне очень нравится фотографировать блюдо в интерьере. Если само заведение стильное, в нем всегда интересно делать снимки, используя его собственную обстановку. Многие говорят, что устали от «бабушкиных» клетчатых салфеток, но если в ресторане шторы по «шотландку» - то почему нет?

Постарайтесь отразить в снимке не только облик одного блюда, но и атмосферу всего места в целом. Это правило стопроцентно работает в случае съемок для меню: не раскрою секрет, если скажу, что работу сильно упростит разговор с дизайнером, дающим четкое ТЗ.

Как сделать блюдо на снимке аппетитнее?

Я не практикую уловки вроде обмазывания курицы гуталином ради красивого кадра. Такие съемки - удел фотостоков. Ну где вы видели слишком идеальную птицу?

Блюдо просто нужно правильно приготовить. Но не забывайте о нюансах: мясо, например, важно снять сразу после приготовления, пока из него не начал течь сок. Чтобы креветка не утонула в крем-супе, можно подложить под нее картофельную дольку, такие «пьедесталы» - расхожая практика.

Обман с алкоголем всегда заметен. Нельзя заменить виски или коньяк чаем: вы вряд ли сможете самостоятельно воспроизвести правильный цвет чистого напитка. Лучше взять дешевый напиток вместо дорогого.

Проблемный напиток в плане съемки - пиво, пена в нем очень быстро оседает. Чтобы оно пенилось лучше, в него можно добавить соль. Когда я только начал снимать, мне попалось практически негазированное пиво, и я решил исправить это пеной для бритья: мне казалось, это классный выход из положения, но сейчас я бы обплевался от таких кадров.

Как фотографировать некрасивую еду?

Когда подача эффектная, сделать снимок легко, но иногда судьба может подбросить, например, криво нарезанные бананы, которые, к тому же, быстро темнеют. Приходится продумывать концепцию. Так, один из моих любопытных проектов - съемка для столовой. Самые простые блюда нужно было показать красиво. Пришлось выкручиваться: я выбрал съемку полностью на белом фоне с белыми деталями - приборами и тарелками, сметаной в качестве соуса. Цветным был только продукт - рис, пицца, домашние пирожки. При этом я следил, чтобы блюда выкладывали строго геометрично. Такой минимализм позволил еде стать центром снимка, выглядеть более аппетитно.

Еще один челлендж - съемка сырых блюд. Недавно заказчик поставил передо мной цель запечатлеть максимально неэстетичную сырую индейку. Такое мясо может выглядеть привлекательно на домашней кухне. Красивый интерьер, противень, аккуратные занавески станут подходящим подиумом для этой модели.

Но на такие ухищрения стоит идти только в крайних случаях: обычно я рекомендую не переделывать авторскую подачу. Особенно это касается фотографов, которые снимают блюда для меню: когда ожидания гостя встретятся с реальностью, произойдет убийственный диссонанс. Лучше поиграть с ракурсами - если блюдо невыгодно выглядит сверху, снимите его сбоку.

Что можно и нельзя выкладывать в инстаграм?

Главная задача и частного, и ресторанного аккаунта - отражать некую концепцию: именно она будет определять, какие снимки пойдут в сеть, а какие нет.

В кадр могут войти не только блюда, но и часть интерьера: будет видно, какие кресла и диваны стоят в заведении, заметна отделка стен. Иногда интересно показать в кадре руки: это намек на то, что человек сидит и ест в заведении прямо сейчас, что невольно вызывает у зрителя желание сделать так же. Тем не менее, главными все равно должны оставаться тарелка и ее содержимое.

Перебарщивать с «жизнью» на фото я бы не советовал: жующий человек - не самый фотогеничный герой. Фото должно быть аппетитным - но в меру. Те же бургеры можно резать ножом, а не вгрызаться в них зубами. В уже разделанном ножом бургере лучше показать его главные качества - высоту и «нашпигованность».

Как не ошибиться?

Одна из ошибок новичков - желание задействовать как можно больше цветов. Надо стараться, чтобы кадр был выдержан в одной цветовой гамме, без кардинально контрастных тонов - так картинка более удобна для восприятия. Отталкиваться можно от продуктов: если на тарелке свежие помидоры, сделайте акцент на красном цвете. С деталями тоже лучше не борщить: на снимках начинающих фудблогеров блюдо порой теряется за листиками мяты, петрушкой и горошком перца.

Для начинающих блогеров я сделал альбом, где я объясняю, что нужно поправить в их фото. Многие ошибки связаны с обработкой. Мониторы фотографов часто не откалиброваны или вовсе не предназначены для цветокоррекции, люди пытаются «докрутить» тон самостоятельно. На выходе получаются фиолетовые помидоры и ядовито-салатового цвета зелень. Запомните одну заповедь и идите с ней по жизни: еда должна быть натуральной.

Где вдохновляться?

Для любого фуд-фотографа, даже если он снимает обеды на собственной кухне, важна насмотренность. Нужно равняться на профессионалов, аккаунты хороших ресторанов или частных фотографов. Я стараюсь следить за заграничными блогерами. Один из первых в моем списке - аккаунт symmetrybreakfast : парочка готовит завтраки и выкладывает их на столе друг напротив друга. Проще было бы отзеркалить одно блюдо, но интересно именно то, завтраки похожие, но детали разнятся.

В рунете интересен подход ресторана «КоКоКо» в Питере: все кадры их инстаграма порезаны под широкий формат, что визуально выделяет их и не дает затеряться в ленте. Помимо прочего, это динамичный фуд-аккаунт: какие-то кадры сняты сверху, какие-то в перспективе или ровно.

Слежу за инстаграмом Петра Карасева - питерского фуд-фотографа. Его фото всем хороши: правильно выстроены, качественно сделаны - не придерешься. Еще один ориентир - кондитер и фотограф из Хабаровска Андрей Рудьков . В его случае срабатывает главное правило - любить еду. Тогда и фотки будут классными.

15.06.18 43 047 23

Сколько зарабатывает фуд-фотограф

И в чем секрет аппетитных гамбургеров

Полгода назад я ушла из офиса, чтобы фотографировать еду. Я работаю фуд-фотографом.

Ольга Чикризова

фуд-фотограф

Фуд-фотографы снимают еду так, чтобы вам захотелось купить ее и съесть. Такие снимки нужны ресторанам, кафе и магазинам - всем, кто продает еду или использует ее в рекламе. Если вы увидели в Инстаграме фото гамбургера и вам захотелось его съесть - снимок сделал фуд-фотограф .

Обучение

До того как я поняла, что мне интересно работать именно с едой, я училась быть обычным фотографом: сначала у отца, потом на курсах.

Три года я снимала людей и репортажи с мероприятий. После этого посетила двухдневный мастер-класс одного питерского фуд-фотографа и попробовала снимать продукты.



Учиться самому. Сейчас на тему фуд-фотографии много бесплатных статей, советов, каналов на Ютубе и блогов в Инстаграме. Можно найти информацию не только о самой съемке, но и о ретуши еды, создании и поиске реквизита. Если вы владеете английским языком, есть смысл обратить внимание на зарубежные блоги. Можно учиться самому и по вебинарам, посещать фуд-конференции, общаться в чатах.

25 000 Р

я потратила на обучение фуд-фотографии

Чтобы учиться на примерах, лучше всего посмотреть работы разных фуд-фотографов и выбрать те, которые вам больше нравятся. Мои любимые фуд-фотографы - это Юля Космо, Дина Беленко, Петр Карасев и Дарья Боронина. Также помогает канал на Ютубе Эдуарда Жукова и блоги в Инстаграме Данилы Снега и Максима Мордвинцева.

Учиться на курсах. Если хочется научиться быстрее, имеет смысл пойти на курсы фуд-фотографии. Хороший курс с домашними заданиями и обратной связью стоит от 15 000 Р . Мои базовые курсы обошлись в 12 000 Р , мастер-класс - 10 000 Р , разные вебинары по фуд-фотографии - еще 3000 Р . Все вместе - 25 000 Р .

Поначалу фуд-фотография не приносила денег: работ в портфолио было мало и я не знала, как искать клиентов. Поэтому еще несколько лет я отработала в офисе, тренируясь фотографировать в свободное время, докупая оборудование и реквизит и пополняя портфолио. Я завела группы во Вконтакте и Инстаграме, и со временем ко мне начали обращаться с заказами. Когда доход от съемок перекрыл доход от работы в офисе, я ушла в вольное плавание.

Оборудование

Камера. Начинала я со старым, но мощным «Кэноном». Сейчас перешла на модель поновее, которую можно подключить по вайфаю к планшету или ноутбуку, - так удобнее следить за тем, что происходит в кадре. Камеру покупала с рук через «Авито». Новая стоила 70 тысяч рублей, свою я купила за 50 тысяч.

У меня фотоаппарат с уменьшенной матрицей - «кроп». Известные фотографы предпочитают полнокадровые камеры, но и стоят они в два раза дороже. Снимать на «кроп» можно, надо лишь понимать свои ограничения.

Объектив. У моего объектива фокусное расстояние 17-55 мм. Я покупала его еще для репортажной съемки за 30 000 Р . Он не профильный, но позволяет снимать сверху или под углом, поэтому для моих задач его хватает.

Коллеги часто пользуются макрообъективами: они помогают снимать предметы очень крупно и почти без искажений. Еще один вариант - портретный объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Он подходит для снимков еды в интерьере заведения.

Для фуд-фотографии достаточно макрообъектива за 30 000 Р и портретника за 20 000 Р .

Свет. Фуд-фотографы любят снимать при естественном освещении, но расположиться у окна удается не всегда. Кроме того, если это каталожная съемка на белом фоне, без искусственного света не обойтись. У меня самый простой комплект из двух софтбоксов за 11 000 Р , и пока мне его хватает.

Отражатели нужны, чтобы убрать резкие тени, подсветить предмет или сделать свет мягче. Они бывают разными по размеру, форме и покрытию. Для фуд-фотографии подойдут простые белые отражатели за 1000 Р . Часто фуд-фотографы вместо них используют подручные средства: ткань, листы картона или пластика, зеркала, фольгу. Самодельные отражатели получаются дешевле фирменных, а иногда нужного размера в магазине просто нет. Я пробовала использовать бумагу и картон, но в итоге остановилась на листах пенопласта, потому что они более устойчивые.

Штатив. В фуд-фотографии не нужно ловить эмоции и бегать за моделями, поэтому камера чаще всего на штативе. Это помогает внимательно и неторопливо построить композицию. Можно двигать предметы, подбирать цвета, убирать лишнее и посматривать в камеру, как это выглядит в кадре. При этом камера всегда на своем месте - это удобно. Глаз видит изображение иначе, поэтому без контроля не всегда получается то, что хочется.

Фоторюкзак нужен для перевозки оборудования при выездных съемках, например на территории заказчика или на природе. У него прочный каркас, который защищает от ударов и непогоды. Внутри специальные зоны с мягкими бортиками для каждого предмета. В отличие от фотосумки, рюкзак освобождает руки для сумок с реквизитом, а их редко бывает меньше двух-трех. К сожалению, фоторюкзак рассчитан только под оборудование, всё остальное приходится возить отдельно.

Компьютер. Для обработки фотографий нужен мощный компьютер. Важно, чтобы монитор правильно передавал цвета, графические редакторы не висли, а место на диске долго не кончалось.

У моего ноутбука большой экран с матовым покрытием и IPS -матрица , оперативная память 12 Гб, четырехъядерный процессор и жесткий диск на 2 Тбайта.

Графический планшет нужен для ретуши фотографий. Часто на них обнаруживаются дефекты, которые не заметил на съемке, а сдавать работу с ними никак нельзя. Приходится ретушировать. С планшетом гораздо удобнее и проще, чем работать мышкой.

У меня довольно бюджетный набор оборудования. В статьях о фуд-фотографии советуют более подходящие камеры, объективы и искусственный свет. С ними проще работать и можно делать более сложные кадры. Набор такого оборудования обойдется примерно в 350 тысяч.

350 000 Р

стоит базовый набор оборудования для фуд-фотографии

Сколько стоит комплект оборудования как у меня

В магазине На «Авито»
Фотоаппарат 70 000 Р 50 000 Р
Объектив 30 000 Р 26 000 Р
Свет 11 000 Р 7000 Р
Штатив 10 000 Р 5000 Р
Фоторюкзак 5000 Р 2000 Р
Ноутбук 100 000 Р 45 000 Р
Графический планшет 17 000 Р 10 000 Р
Итого 243 000 Р 145 000 Р

Фотоаппарат

В магазине

70 000 Р

На «Авито»

50 000 Р

Объектив

В магазине

30 000 Р

На «Авито»

26 000 Р

Свет

В магазине

11 000 Р

На «Авито»

7000 Р

Штатив

В магазине

10 000 Р

На «Авито»

5000 Р

Фоторюкзак

В магазине

5000 Р

На «Авито»

2000 Р

Ноутбук

В магазине

100 000 Р

На «Авито»

45 000 Р

Графический планшет

В магазине

17 000 Р

На «Авито»

10 000 Р

Итого

В магазине

243 000 Р

На «Авито»

145 000 Р

Реквизит

Кроме оборудования, фуд-фотографу нужен реквизит: фотофон, текстиль, посуда. Чем больше, тем лучше. Реквизит фуд-фотографы покупают в магазинах, на «Авито» и барахолках - или делают сами. Например, в специальных магазинах фотофон стоит от 2000 Р , сделать такой же своими руками можно рублей за 400.

Реквизит задает настрой, делает картинку естественной и интересной, добавляет достоверности. Иногда он помогает наладить контакт со зрителем: например, воссоздает знакомые образы или, наоборот, создает идеальные ситуации, в которых зритель хотел бы оказаться.

Поиск клиентов

Фуд-фотография - узкая ниша. Я живу в Воронеже и здесь больше тысячи компаний, которым могут потребоваться мои услуги. Конкуренция в городе невысокая: я знаю еще троих людей, которые специализируются на съемке еды. В Москве и Санкт-Петербурге фуд-фотографов больше, но каждый из них снимает в индивидуальном стиле, поэтому найти свое место все равно реально.

Первые клиенты пришли ко мне через Вконтакте и Инстаграм. Сейчас у меня также есть группа в Фейсбуке и сайт-визитка, которую я сделала в бесплатном конструкторе. Кроме того, я опубликовала объявление на «Авито», и оттуда теперь тоже иногда приходят клиенты.

Иногда клиентов приводят фотобанки. Я нерегулярно выкладываю туда снимки - чтобы зарабатывать на фотобанках, нужно заниматься только ими. Для меня это в основном реклама: заказчики смотрят, кто автор, и обращаются ко мне напрямую. Иногда это даже клиенты из другого города или страны.

Как проходит съемка

Мы договариваемся с клиентом о деталях съемки, и начинается подготовка. Если задача сложная, мы смотрим и обсуждаем примеры фотографий, при необходимости я делаю эскизы. Если нужно, ищу или изготавливаю дополнительный реквизит.

Когда задача простая, например снять продукт на белом фоне, я просматриваю фотографии конкурентов, запоминаю понравившиеся идеи. Иногда делаю несколько пробных снимков еще дома.

На съемку я беру все оборудование, отражатели и фоны, а также минимальный набор для работы с продуктами: пинцеты, зажимы, шприцы и перчатки.

Вещей набирается много, поэтому на выездных съемках мне помогает муж. Некоторые фотографы перевозят всё в тележках или нанимают для этого ассистентов.

На месте нас провожают в комнату, где мы распаковываем оборудование и готовимся к съемке. Это может быть склад, зал для совещаний, уголок на кухне или второй этаж ресторана, где нет посетителей. Условия всегда разные, подготовка заказчика тоже.

Обычно я выполняю роль и фуд-фотографа, и фуд-стилиста. Стилист отвечает за то, чтобы продукт красиво смотрелся в кадре. За границей это отдельная профессия, в России чаще всё делает фотограф.

Порой красиво выложить продукты и скорректировать их внешний вид занимает много времени. Например, чтобы выложить роллы из кафе азиатской кухни для самой простой съемки на белом фоне, нужно 10-15 минут. Кроме того, при съемке в ресторане приходится ждать, пока приготовят сами блюда. Они должны быть горячими и свежими: на фотографиях отлично видны застоявшиеся продукты, поэтому приготовить всё заранее не получится.

В среднем съемка 100 блюд занимает 10-12 часов. Такие заказы удобнее всего выполнять за несколько дней, но бывают случаи, когда нужно отснять всё за один раз.

12 часов

длится съемка ста блюд

После съемок заказчик оплачивает работу и мы договариваемся, когда будут готовы фотографии и как я их передам. Нередко заказчики предлагают попробовать продукты, угощают чаем или кофе.




Сколько зарабатывает фуд-фотограф

Загруженность и заработок фуд-фотографа зависят от известности. Раскрученные специалисты за день могут поработать в нескольких местах. Иногда приходится фотографировать 7 дней в неделю без выходных, а попутно успевать обрабатывать снимки.

Фуд-фотография не настолько сезонная, как, скажем, свадебная. Но и у фотографов еды бывают «горячие» месяцы. Обычно это связано с обновлением меню зимой или летом: все рестораны и кафе хотят обновления, всем меню нужно «вчера».

Стоимость работы считается по количеству фотографий или потраченному времени. Например, у меня один кадр стоит примерно 300 Р , а час работы на площадке - 1500 Р . Цена также зависит от того, насколько сложная съемка. Например, рекламный снимок стоит от 3000 Р . В эту сумму входит сама съемка, ретушь, проработка идеи, подбор реквизита, различные варианты эскизов. Такие съемки очень кропотливые, но увлекательные. В среднем за месяц я зарабатываю 30 000 Р .

30 000 Р

в среднем я зарабатываю в месяц

Всё это воронежские цифры. В Москве и Санкт-Петербурге простые снимки на белом стоят от 500 Р , а час работы фуд-фотографа - от 1500 до 5000 Р .

Трудности

«Я зарабатываю снимками тортиков» - звучит очень позитивно. Но на деле это такая же работа, и она не намного легче офисной.

Монотонность. Я не всегда снимаю красоту для ресторанов или кондитеров. Иногда приходится фотографировать сушеных кальмаров и свиные ушки к пиву. Когда снимаешь два дня подряд похожие предметы на белом фоне, в конце уже не хочется на них смотреть.

Физическая усталость. После 8 часов съемки болят ноги и спина, потому что я постоянно приседаю и наклоняюсь. Помогает в перерывах размяться, а еще лучше - погулять и подышать.

Человеческий фактор. Я фотографирую еду, но работаю с людьми. Заказчики не всегда понимают, за что платят, и очень часто не знают, чего хотят. Помогает техническое задание, в котором я прошу прислать примеры приглянувшихся фотографий из интернета.

Нестабильность заработка. Важно быть готовым, что заказов может не быть месяц или два, а потом навалится сразу три крупных. Чтобы чувствовать себя комфортнее, нужно заботиться о подушке безопасности и подработке.

Дополнительный заработок приносят мастер-классы, вебинары и курсы. Зарабатывают по-разному: кто-то берет 12 000 Р за два дня, кто-то работает на репутацию, чтобы потом привлекать больше клиентов. Некоторые подрабатывают на площадках вроде «Патреона» , где инвесторы платят за то, чтобы всякие художники делились с миром своим творчеством.


Перспективы

Со временем фуд-фотографы открывают свои студии. Можно делать потрясающие вещи «на коленке», но работать в специально оборудованном для съемки месте намного комфортнее: не так страшно залить пол соусом и есть куда вмонтировать крепежи для фона или света. К тому же наличие своей студии добавляет солидности в глазах заказчика.

Еще один вариант - начать работать с иностранными клиентами, которых не пугают высокие цены. Их привлекают фотографии с необычными идеями, а фотографов они находят через фотобанки или по портфолио.

#БАЗАЗНАНИЙ

Фуд съемка – предметная съемка еды.

Человек не может долго обходиться без еды. Мы ежедневно с ней сталкиваемся – приобретаем в магазинах, готовим сами либо посещаем заведения общественного питания. Вот почему бизнес часто связан с едой, а ради его успешного продвижения возникло такое явление как фуд съемка. Чаще всего услугами предметной съемки еды пользуются производители напитков, продуктов питания, а также …

Человек не может долго обходиться без еды. Мы ежедневно с ней сталкиваемся – приобретаем в магазинах, готовим сами либо посещаем заведения общественного питания. Вот почему бизнес часто связан с едой, а ради его успешного продвижения возникло такое явление как фуд съемка.

Чаще всего услугами предметной съемки еды пользуются производители напитков, продуктов питания, а также владельцы кафе, ресторанов или других заведений общественного питания. Основная цель нашей работы – привлечь новых потребителей либо клиентов, которых зачастую непросто удивить едой. Также потребность в подобных услугах может возникнуть у любителей, ведущих свои кулинарные блоги, либо сторонников здорового питания. На первый взгляд может показаться, что эта работа под силу любому, кто хотя бы однажды держал камеру в руках.

Однако, не каждый любитель обладает достаточными навыками, а также необходимым оборудованием, чтобы справиться с этой задачей. еды имеет свою специфику, поскольку объект должен выглядеть не просто красиво, но и потрясающе аппетитно. Основное правило food съемки – еда может не быть хороша на вкус, но обязана выглядеть великолепно. Для этого еду либо напитки необходимо не только правильно приготовить, но и подать. Нужно быть настоящим художником, чтобы сначала в деталях представить всю будущую композицию, подготовить все необходимое для работы: продукты питания, посуду, приборы, аксессуары. Разложить все, выставить и настроить оборудование, и самое главное – запечатлеть прежде, чем еда потеряет свой товарный привлекательный вид. Поэтому зачастую фото- и видео операторы для выполнения подобных заданий работают тандемом с фуд-стилистом.

При предметной съемке еды можно использовать для работы следующие виды освещения:

  • естественный свет;
  • отражатели;
  • студийное освещение.

Это может быть работа для кулинарного сайта, сайта кафе, ресторана, производителя продуктов питания, либо репортажная съемка, освещающая процесс приготовления или дегустации продуктов. Все детали должны гармонировать, подчеркивая достоинства, ни в коем случае не отвлекая внимания от главного предмета видеосъемки – еды. Как правило оценить результат работы очень просто – при его просмотре должно возникать чувство голода.

Прежде чем приступить к процессу , мы проводим детальный анализ ваших задач, разрабатываем уникальные постановки и сценарии для развития вашего бизнеса. Для достижения наилучшего результата вы можете предоставить примеры работ, наиболее приближенных к вашим требованиям. Созданный в конечном итоге видеопродукт мы продвигаем, заставляя его работать на вас.

Стоимость фуд съемки

Мы предлагаем вам услуги профессиональной фуд съемки в Москве. Наши специалисты имеют большой опыт работы, а также все необходимое профессиональное оборудование. Если вы решили заказать фуд съемку, цена будет зависеть от ряда факторов, например, объема и сложности работ, а именно:

  • количества отработанных часов либо отснятых продуктов питания;
  • последующей обработки полученного материала – всего либо частично;
  • студийной либо выездной работа, количества участвующих в ней специалистов.

Стоимость фуд съемки может быть снижена в случае съемки большого количества предметов. Постоянные клиенты могут рассчитывать на получение скидки от стоимости нашей работы. Чтобы оставить заказ просто свяжитесь с нами по указанному на сайте номеру либо воспользуйтесь кнопкой «Заказать звонок».

Если вы добрались до этой страницы — это уже неплохое начало для знакомства с основами фотографии в целом и фуд фотографии в частности. Во вступительной заметке я, конечно, не раскрою какие-то секреты и способы, как за три дня научиться делать потрясающие фото. Я лишь расскажу то, с чего начинал я, какие трюки использовал и какие знания помогли мне в самом начале.

Договоримся сразу — я говорю именно про фуд фотографию (а вы уже сами применяете это в других жанрах), говорю своими словами и со своими примерами.

Давайте на минуту отвлечёмся и поговорим вот о чем — что нужно для хорошего фуд снимка, чему можно научиться быстро, а что нужно развивать постоянно. Я разделяю результат хорошего снимка на три части: правильное владение техникой, красивая подача блюда и качественное построение композиции. Данная базовая заметка будет о технической стороне, поэтому к ней вернёмся позже.

Что я подразумеваю под красивой подачей блюда, думаю пояснять не нужно. Даже если вы делаете снимок для соц. сети или просто чтобы отправить её друзьям, это вовсе не значит, что не нужно чуть упорядочить блюдо в кадре. А уж если вы используете снимки для своего блога, статьи в журнале и прочих коммерческих целях — еда должна вызывать бурное слюноотделение у зрителя.

Еда должна выглядеть опрятно (если иное не подразумевается задумкой и сценарием), по возможности нужно показать все ингредиенты, участвующие в блюде. Если есть какой-то главный ингредиент — покажите его на первом плане. Используйте специи, соусы, посыпки, чтобы сделать кадр живее, аппетитнее. Овощи, травы, мясные изделия хорошо смотрятся, если смазать их маслом — это придаёт им блеск, красивые блики и отражения. Таких хитростей очень много и называется это всё фуд стилистика. Напишите мне в комментариях, если вам интересно было бы прочитать больше об этой теме.

С подачей разобрались, перейдём к композиции. Для меня это не просто правильное расположение объекта съемки в кадре, но и полное построение картинки. Как советуют многие (заграничные) книги о фуд фотографии — расскажите в кадре историю. Самое простое, чтобы вы поняли — панкейки, преступление сфотографировать их без сладкого соуса, или ягод в кадре. Если мы делаем картошку фри — как не показать в кадре бутылочку кетчупа или чашечку горчицы. Всё это играет важную и полезную роль — детали, вот, что делает кадр интересным, запоминающимся. Об этом я тоже планирую рассказывать чуть позже.

Вернёмся к технической стороне. Хочу заметить, что хороший снимок можно и возможно получить даже телефоном, просто есть свои особенности. А уж если у вас неплохой фотоаппарат, то вообще ничто не мешает вам делать снимки «как из журнала». Всё, что для этого нужно — вникнуть в основы и понять, почему и как ими пользоваться.

Начнём с самого главного — свет. В своих фотографиях я пользуюсь исключительно естественным освещением от окна. Только он максимально натурально освещает объекты на фотографии, не искажает цвет и работать с ним очень просто. Прошу обратить внимание, что вам совсем не нужно, чтобы солнце светило в окно как фонарик. Напротив, лучше, если солнце где-то сбоку от окна. Позже я объясню почему.

Логично догадаться, что свет в кадре может падать с разных сторон: сбоку, фронтально и сзади фотографируемого объекта (контровой свет, он светит нам «в лицо»).

Как и в портретных фотографиях — для фуд фото очень хорош контровой свет, то есть вы ставите еду между окном и фотоаппаратом, источник света получается сзади объекта съемки. Считается, что при таком расположении источника света, кадры получаются интересными и живыми. Я же пользуюсь таким освещением только если в кадре будут прозрачные напитки (тогда свет проходя сквозь стакан как бы подсвечивает его), они получаются более светлыми, хорошо показывая текстуру и яркость жидкости. Второй сценарий использования контрового света — когда мы хотим практически выбелить задний план, здесь всё логично — источник света сильно освещает задник, при этом сохраняя сочные цвета переднего плана (нет пересветов).

Есть у такого расположения и свои минусы — практически невозможно сфотографировать объект без подручных отражателей (об этом ниже).

В остальных случаях удобнее всего пользоваться боковым светом, причём, само собой, нет почти никакой разницы слева или справа находится источник, если иное не задумано сюжетом кадра.

Фронтальный свет не используется практически никогда. Он слишком активен на переднем плане, что приводит к сильным пересветам, да и часто фотограф создаёт тень на блюде при таком освещении — это, безусловно, лишнее.

Теперь ещё один очень важный параметр — вид лучей и как результат тип теней и освещения в целом. Бывает прямой свет и рассеянный, точнее прямые лучи и рассеянные. Представьте, если вы посветите на апельсин фонариком «в лоб». Тень от него будет очень четкой, буду сильно освещенные участки и наоборот — очень тёмные. Это прямые лучи, очень сильные. Если же между фонариком и апельсином поставить лист тонкой бумаги — лучи получатся рассеянными, тени станут мягкими, а освещенность объекта значительно ровнее.

Здесь не имеет значения, где находится источник света. Всегда нужно использовать рассеянный свет. Для этого используют полупрозрачные тонкие диффузоры: бумага, белые ткани и так далее. Если вы фотографируете у окна — можно на стекло приклеить кальку или повесить тонкую ткань-занавеску. Снимая на улице также нужно избегать прямых лучше света: уходить в тень, или ставить между солнцем и объектом всё те же диффузоры.

Посмотрите на пример: здесь контровой свет из окна, солнце светит прямо и поэтому рисует очень четкие тени и неравномерные засветы. На втором снимке я прилепил на стекло лист тонкой белой бумаги.

Никакие другие параметры я не менял. Разница очевидна.

Следующий уровень улучшения фотографии — использование отражателей. Нужны они для того, чтобы отражать свет, переправляя (в нужном нам направлении) свет на объект съемки. Проще говоря, мы полнее освещаем объект, что в итоге даёт более равномерные тени и цветовые переходы.

Я просто обклеил картонные плитки белой бумагой. Компактно и удобно.

Если вы снимаете еду более стихийно — используйте подручные средства — белые листы бумаги, журналы, обложки книг, меню в кафе и ресторанах, белые коробки и так далее. Чем светлее отражатель — тем лучше (в идеале белый).

Можно использовать от одного до трёх отражателей, я чаще всего беру один, мне этого хватает. Я ставлю его напротив источника света, довольно близко к объекту и сразу понимаю, под каким углом подстроить отражатель, чтобы получить задуманный кадр.

Как и раньше, все настройки фотографии без изменений. Лишь добавляются отражатели.

Наиболее очевиден плюс от применения отражателя в сравнении первой и второй картинок. Видите, как подсветилось дно кусочка торта, как равномернее в целом осветился объект съёмки, что дало возможность увидеть лучше детали торта.

Ещё лучше это срабатывает с неоднородными блюдами — салаты, паста и так далее, где очень много теневых и освещенных участков.

При боковом освещение отражатели используются ровно также.

Вот, как это выглядит в жизни: картонная карточка обклеена белым листом с одной стороны, стоит на счет прищепок (удобно их снимать и складывать отражатели при транспортировке).

Следующий интересный момент — угол съемки. По большому счету принято снимать еду под четырьмя углами: 0 градусов (фронтально), 90 градусов (сверху), 45 градусов (средний наклон) и 10-20 градусов. Кстати, если снимаете телефоном или самым простым фотоаппаратом — чаще используйте съемку сверху, это позволит максимально спрятать недостатки используемой техники.

Используйте тот угол съемки, который больше всего нравится вам, если иное не предусмотрено задумкой. Например панкейки лучше фотографировать фронтально, составив их высокой башенкой, так будет лучше видно их толщину, пористость и фактурность. Снять их сверху и что мы получим? Поджаренные кружочки и ничего больше. А вот, например, пиццу лучше снимать сверху — именно так максимально раскроется каждый ингредиент.

Если только начинаете снимать, пробуйте все ракурсы, и уже потом, просматривая на компьютере снимки, сможете понять, какой ракурс был удачнее, лучше передал задумку. Со временем вы автоматически сможете понимать, какое блюдо снимать в каком ракурсе.

Разобрались с общими понятиями, перейдём глубже — настройки фотоаппарата. Рассказываю про зеркальные и беззеркальные фотоаппараты, что-то подойдёт и мыльницам и телефонам. Обратите внимание, что в фотоаппарате часто есть колесо режимов съёмки: ручные, автоматические, сюжетные. И раз уж вы дочитали заметку до этого момента, значит точно хотите получать качественные снимки. Поэтому автоматические режимы забываем! Навсегда!

Чаще всего в фуд съемке используется режим Приоритета диафрагмы, реже режим Приоритета выдержки и совсем уж редко полностью ручной режим (для профи с узкими целями).

В разных фотоаппаратах режимы (буквы на колесе) называются по-разному, но вы быстро разберётесь именно с вашей моделью и колесом управления, достаточно изучить первый лист инструкции.

Что же такое режим диафрагмы? В этом режиме мы говорим фотоаппарату насколько открыть диафрагму (лепестки в объективе). Обычно значения начинаются от 1.4 (диафрагма очень открыта) до 16 (закрыта сильно).

Для нас (в фуд съемке) это означает, насколько будет размыт задний план (или даже часть объекта съёмки). Чем больше открыта диафрагма, тем сильнее размывается всё, что не попадает в ГРИП (глубину резко изображаемого пространства). Звучит непонятно, но вот вам пример.

Я поставил три стаканчика. Фокусировался на переднем. Сделал четыре снимка при значении диафрагмы 1.8; 4; 7.1; 14.

Видите? Чем больше открыта диафрагма, тем меньше размер ГРИП (того, что будет в фокусе). И наоборот — чем диафрагма закрыта сильнее, тем больше ГРИП (больше объектов в пространстве будут резкими).

Вот почему режим приоритета диафрагмы используется в 80% случаев. С его помощью легко выделить объект и размыть остальное, тем самым показав зрителю, что важно для нас в кадре.

Если у вас мыльница или смартфон — даже с ними можно добиться размытия всего ненужного — для этого максимально близко снимайте главный объект, а другие предметы и фоны постарайтесь поставить как можно дальше.

Потренировавшись, вы легко сможете определять, насколько нужно открыть диафрагму в том или ином сюжете и построении кадра.

Для базы этого будет вполне достаточно. Завершить заметку хочу классическим правилом третей для построения кадра. Это правильно работает не только в фуд фотографии и даже не только в фотографии (но и живописи, например).

Кратко правило говорит, что нужно поделить кадр на три части по горизонтали и вертикали и располагать логически важные объекты вдоль этих линий. Вот так:

Видите, что стакан стоит вдоль одной вертикальной линии и горизонтальной, можно сказать его центр сходится с пересечением этих линий. Считается, что при таком построении кадра человеческому глазу проще настроиться и картинка кажется более правильной, акценты расставляются автоматически.

Безусловно правила нужны, чтоб их нарушать. Но постарайтесь первое время снимать именно так, а уж потом, хорошо усвоив этот момент, поймёте, где можно отойти от правила.

Мне очень важна обратная связь с вами! Напишите в комментариях, достаточно ли понятно вам то, о чем я пишу, хватает ли схем и фотографии для иллюстрации примеров. Хотели бы вы изучать вопрос глубже (и какой именно).

Кроме того, уже сейчас я готов дать индивидуальные консультации и уроки по вопросам фуд фотографии. В таких занятиях мы работаем именно с вашими вопросами, вашим оборудованием, способами освещения и так далее.

Новое на сайте

>

Самое популярное