Домой Прически Ребенок 4 г не играет в игрушки. Почему дети не играют в игрушки

Ребенок 4 г не играет в игрушки. Почему дети не играют в игрушки

Очень часто от мам можно услышать: «Мой ребенок ни во что сам не хочет играть, хотя игрушек много. Столько разных игрушек лежат без дела, он их может только разбросать, а потом просто слоняется за мной по квартире: ему больше нравится со мной полы мыть, возиться на кухне. Занять на время можно только мультиками».

В норме на рубеже 1 и 2 года жизни ребенок активно манипулирует игрушками, а взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение, которое ребенок может отобразить в своей игре (машина едет и гудит). К концу второго – началу третьего года жизни формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу). В возрасте с 3 до 7 лет – главное место занимает собственная ролевая игра.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, на ее основе строится все последующее развитие, обучение и воспитания ребенка, поэтому так важно вовремя разобраться в «игрушечном вопросе».

Чем больше игрушек – тем хуже игра.

Практически каждый человек, приходя в гости в дом, где есть ребенок, считает своим долгом принести в подарок игрушку. Они складируются рядом с теми, о которых мама и папа так мечтали в детстве и просто не могли не купить для своего малыша. А рядом еще и «развивайки», которые приобретались в погоне за ранним обучением и развитием.

Получается, что практически у любого современного ребенка игрушек больше, чем ему полезно иметь. Их слишком много, следовательно, они не являются какой – то ценностью. «Работать» такое количество игрушек будет только в правильно организованном «игровом мире».

Где живут игрушки?

Если игрушек действительно много, лучше разделить их, например, на три части. Две из них убрать в недоступное место, а оставшиеся ни в коем случае не сваливать просто в ящик. Желательно, что бы игрушки располагались на уровне глаз и были рассортированы (конструкторы, машинки, звери и т.д.). Психологами замечено, что ребенок лучше играет, пока может нарушать эту систему хранения, доставать, открывать, разрушать порядок. Если ребенок с начала игры сидит в куче игрушек, вываленных из ящика, вероятнее всего он их просто раскидает.

А убирать кто будет?

Конечно, многим родителям проще и быстрее убрать игрушки самим. Но следует помнить, что привычка участвовать в уборке легче вырабатывается до трех лет. Не оставляйте малыша одного прибирать игрушки. Лучше всего уборка проходит при участии мамы и в игре (игрушки в домики, кто быстрее и т.д.). В этом случае игрушек в свободном доступе должно быть столько, сколько малыш может убрать при помощи взрослого.

«Неправильные» и «правильные» игрушки.

В первую очередь в свободном доступе лучше оставить многофункциональные игрушки, которые подходят как для предметных, так и для сюжетно – ролевых игр (мячи, крупные конструкторы, обычные куклы, столовые приборы, машинки и т.п.). Часто игрушки используются не по назначению, их могут уронить, покусать, поэтому материал игрушки должен быть не токсичный, хорошо окрашенный, ударопрочный.

Обратите внимание на цвет, он должен быть естественным. Однако игрушка не должна быть в точности как образец (например, слишком детализированный игрушечный утюг), а должна оставлять место для развития фантазии. Поэтому игрушки, которые начинают крутиться, мигать, петь, активно передвигаться от одного касания кнопки — не лучший выбор. Они сводят игру к примитивному нажатию кнопок, где затраченное усилие и полученный эффект не соответствуют друг другу.

Самое главное.

Помощь взрослого заключается не только в подборе правильной игрушки. Важно ввести ее в игру. Психолог Л.С. Выготский говорил о «зоне ближайшего развития». Этот закон говорит о том, что в каждом возрасте существует деятельность, которую:

1 Ребенок может делать сам;

2 Может с помощью взрослого;

3 Не может делать вообще.

Этот круг вещей, которые ребенок может выполнять самостоятельно развивается только за счет того, что он делал вместе со взрослым. Т.е. когда деятельность выполняется вместе, ребенок развивается быстрее и благополучнее.

Чтобы малыш играл САМ, нужно чтобы сначала взрослый играл ВМЕСТЕ с ним.

Часто ребенок выбирает любимые «мамины игрушки» — телефон, кастрюльки на кухне. Чтобы приучить ребенка к самостоятельной игре с игрушками можно поступить следующим образом:

— Выберете игрушку и в течении двух недель играйте с ребенком именно в эту игрушку ежедневно по несколько минут. Т.е. игрушка наполняется «присутствием взрослого» и усваиваются способы использования;

— Играйте на равных, не старайтесь ввести много правил, лучше веселитесь вместе с ребенком.

— Выбранная игра должна соответствовать возрасту и умениям ребенка, ведь если у него не получается освоить игру, он теряет к ней интерес. Помните, что развивающие игры работают, когда рядом есть заинтересованный в развитии взрослый, который покажет способы игры и поможет в нужный момент.

Не отказывайте.

Довольно часто при разговоре с родителями выясняется, что у самых занятых мама и пап, которые предлагают малышу поиграть самому, детки как раз и не любят, не умеют играть в игрушки. Помните, что дела никогда не кончатся, посуды всегда будет навалом, и полы будут мараться, а детство бывает только раз, не отказывайте своим деткам в радости побыть вместе с вами.

Знакома ли вам ситуация, когда ребенок раскидывает игрушки и не играет ими? Чаще всего родители начинают переживать по этому поводу, ведь они убеждены в том, что все дети любят играть в игрушки. Что же делать, если ребенок не проявляет интереса к предложенным играм? Давайте разбираться.

Ребенок не хочет играть с игрушками

Во-первых, необходимо выяснить причины, почему ребенку не интересно и он не может участвовать в игровом процессе. Причин такого поведения может быть множество. Давайте разберем варианты:

  1. Часто ли вы сталкивались с ситуацией, когда вы даете ребенку игрушку, а он сразу ее откладывает в сторону. Причина такого поведения проста: ребенок еще не умеет играть сам. Ребенку может быть недостаточно получить просто игрушку. В раннем возрасте ребенок не активно играет, он может просто подержать игрушку, изучить ее, покатать по полу и на этом игра заканчивается. В следующий раз у ребенка интерес к такой игрушке уже будет значительно меньше. Отсюда и происходит разбрасывание игрушек, т.к. ребенок не понимает что с ними еще можно сделать. Поэтому родителям необходимо показывать различные действия с игрушками, тем самым помогая ребенку развивать фантазию.
  2. У вашего ребенка очень много самых разнообразных игрушек, но он их разбрасывает и не играет. Из-за большого выбора чаще всего ребенок теряет интерес к игрушкам. В итоге ребенок немножко играет с ними и откидывает в сторону, а родители в панике бегут за новыми. Не думайте, что широкий выбор позволит занять ребенка. Поэтому, чтобы такой ситуации не возникло, лучше всего приобрести ребенку небольшое количество основных игрушек, к которым в последствии вы уже будете иногда докупать новые.
  3. Современный рынок напичкан множеством интерактивных игрушек, что значительно облегчает жизнь родителям, но не ребенку. Эти игрушки могут рассказывать сказки, петь и танцевать по нажатию кнопки. В итоге, ребенку не нужно применять особых усилий, достаточно нажать на кнопку и смотреть что будет. При таком положении воображение малыша перестает развиваться. Малышу не хочется оживить игрушку или придумать проиграть с ней какую-нибудь ситуацию.

Поэтому у каждого ребенка должны быть обязательные игрушки, такие как: куклы, машинки, конструкторы, пирамидки, фигурки и т.д. Широкий ассортимент разнообразных игрушек вы можете найти на сайте интернет-магазина Gulliver Toys. Только красивые, качественные и фирменные игрушки для ваших деток. Доставка осуществляется по всей России.

Ребенок должен развивать свое воображение и вы должны ему в этом помочь. Вспомните свое детство, поиграйте с ребенком, придумайте вместе какую-нибудь сказку или жизненную ситуацию и распределите роли.


Какие игрушки нужно покупать ребенку?

Обязательно покупайте игрушки ребенку по возрасту. Зачастую, родители набрав игрушек, так сказать "на вырост", сталкиваются с проблемой, что ребенок не играет с ними, т.к. еще не понимает что с ними нужно делать. Учитывайте и интересы ребенка, игрушка должна ему нравиться.

От 0 до 3 лет

В этом возрасте ребенок еще только познает мир. Любые движения с игрушкой это уже игра. Поэтому малышу необходимы игрушки, которые развивали бы моторику рук, а так же его восприятие цвета, формы и текстуры. Подойдут, например, кубики, пирамидка, погремушки, мягкие игрушки, крупные конструкторы.

От 3 до 5 лет

Это период когда у ребенка формируется воображении и мышление. Так же активно развивается речь. Поэтому в качестве игрушек, лучше выбирать кукол, мягкие игрушки, посудка, конструкторы. Играйте с ребенком, в этом возрасте будут очень полезны игры по ролям.

От 5 до 7 лет

В этом возрасте должны так же преобладать ролевые игры и игры приблеженные ко взрослой жизни. Например, игры в дочки-матери, игры в больницу и магазин, игры в кухню и дом и т.д. Так же для игр подойдут конструкторы и мозаика. Не забывайте и про настольные и спортивные игры.

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя». Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий. Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

В. А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками. Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.


Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку. Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения. И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

А вы учили ребёнка играть? Показывали ему что надо делать с игрушками? Познакомили ребёнка с сюжетно-ролевыми играми, такими как магазин, больница, дочки-матери, парикмахерская, спасатели.
Большинство детей только к 2 годам начинают играть в ролевые игры осознанно. Ребенок начинает копировать поведение взрослых, учится пользоваться предметами не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.
1.Организуйте для малыша уголок в квартире, где он будет чувствовать себя максимально комфортно.
2.Предложите малышу игрушки, с которыми он сможет играть без помощи взрослых.
3. Интересуйтесь процессом игры.Помните, что ребенку важно внимание родителей к его игре. Поэтому время от времени нужно интересоваться успехами малыша, особенно если он рисует, собирает конструктор или строит что-то из кубиков.

4. Отзывайтесь на вопросы ребенка сразу же, где бы ни находились. Это поможет ему не чувствовать тревогу из-за ощущения одиночества во время игры.

5.Стимулируйте детский интерес к продолжению игры. Можно усложнить задачу, предложив нарисовать или собрать что-то новое.

6. Подсказывайте ребенку правильное решение, если он не может справиться в одиночку и готов бросить игру. Нередко дети начинают капризничать, если им не удается собрать фигуру из конструктора или воедино весь пазл. Немного взрослой помощи – и игра продолжается.

7.Не навязывайте ребенку правила игры, если понимаете, что он играет вовсе не так, как общепринято. К примеру, малыш может не сам кататься на велосипеде, а возить на нем куклу или мягкую игрушку.

8.Поощряйте самостоятельную игру, не одергивая запретами вроде «Нельзя топать ногами», «Нельзя бегать», «Нельзя бросать игрушки». Правильнее все объяснить без частицы «не», так у ребенка будет меньше негатива и желания не слушаться.

9.Развивайте в ребенке умение доводить начатую игру до конца и преодолевать небольшие затруднения.

10Поощряйте ребенка, если во время самостоятельной игры он подражает занятиям взрослых, к примеру, мамы: делает уборку в игрушках, моет детскую посуду, одевает или причесывает кукол.

11.Мотивируйте ребенка к самостоятельной игре. Например, после того как малыш нарисует что-либо, похвалите его за красивый рисунок и предложите что-нибудь особенно вкусное. Но не превращайте игру в зарабатывание лакомства.

12Демонстрируйте искреннюю гордость результатами самостоятельной игры ребенка. К примеру, если малыш рисовал, повесьте его рисунки на видное место и покажите папе, когда он вернется домой с работы.

13.Старайтесь продлевать время самостоятельной игры, время от времени подсказывая ребенку идеи для нового занятия.

14.Помните, что самостоятельная игра создает предпосылки для перехода к более сложным формам сюжетной игры. А это фактор умения ребенка играть и общаться со сверстниками.

– ситуация достаточно редкая и необычная, поэтому вызывает волнение и справедливые вопросы со стороны родителей. Такой ситуации бывает несколько разумных объяснений. Начнем с того, что ребенку игрушки могут попросту надоесть. Обилие машинок или кукол в данной ситуации не приносит желаемого эффекта, так как это однотипные игрушки. Малышу может надоесть катать машинку или укладывать спать куклу. В этом случае внешний вид куклы или машинки может привлечь ребенка на очень короткий период времени. Дальше он будет играть с ними по тому же принципу и быстро потеряет интерес к новой игрушке.

Взрослым в этом случае не стоит упрекать ребенка в неблагодарности, так как они сами страдают такой болезнью, хотя сами в этом и не признаются. Вспомните, как часто женщина меняет свои наряды? Фраза типа «Мне эта вещь до смерти надоела» из уст женщины воспринимается вполне нормально, так за что же ругать в таком случае ребенка? Лучше присмотритесь, как ребенок играет своими игрушками. Может сложиться такая ситуация, что малыш из-за своей неразвитой фантазии и малого жизненного опыта просто не умеет играть.

Не будем рассматривать случаи, когда у ребенка есть физические или психологические проблемы, которые мешают ему полноценно использовать окружающие его предметы (в данном случае игрушки). Это совершенно другая и особая тема разговора. Нормальный малыш иногда просто не знает, как играть с игрушками. Вот здесь очень важна помощь взрослого.

Путей решения проблемы может быть несколько.

Первое: предложите ребенку проиграть сценку из любимой сказки или мультика. Желательно, чтобы для инсценировки у вас были такие же игрушки, как и герои. Если ребенок хорошо знает эпизод, то он будет с удовольствием помогать вам. Для разнообразия можно будет предложить ему придумать свою сказку на основе этого эпизода. Этим вы не только займете ребенка, но и разовьете его фантазию вместе с навыками речи.

Второе направление: компоновка разных по направлению игр в одно целое. Примером может служить надоевшая машинка и ведро для песочницы. Сами по себе игрушки уже не интересны, а попробуйте предложить малышу построить песочный город для машины. Он с удивлением на вас посмотрит и спросит как это делать. Показывая и рассказывая все, вы гарантированно вернете интерес ребенка к игрушкам и займете малыша на достаточно продолжительное время.

Третий вариант: ролевые игры. Предложите своему чаду поиграть в магазин, школу, врача и т.д. Здесь вам понадобятся те же игрушки, которыми ребенок играется каждый день. За счет новой идеи он забудет о том, что эти игрушки ему не интересны. Помните, что в ролевые игры необходимо играть вдвоем или втроем. Наличие взрослого обязательно, так как он предлагает и объясняет правила поведения того или иного участника.

Дополнительным преимуществом ролевых игр является то, что ребенок на примере игры изучает правила поведения в той или иной жизненной ситуации. В определенных играх дети учатся основам ведения домашнего хозяйства, помощи родителям и т.д. К тому же у ребенка появляется чувство, что он необходим в семье, его помощь важна и полезна для окружающих. Видя результаты своего маленького труда, ребенок и дальше будет помогать родителям, уже не воспринимая свою помощь как игру, а относясь к ней со всей серьезностью и гордостью.

Помните, что в дошкольном возрасте ребенок не играет в игрушки, он в большинстве случаев старается подражать взрослым. Это хорошо просматривается, когда дети увлеченно играют в больницу, в пожарника и т.д. Очень популярны среди мальчиков имитации настоящего строительного инструмента, которые продаются целыми наборами. Ребенок старается своими руками что-то создать, работает так, как работает его папа или дедушка. Кроме приобретения зачаточных знаний об инструментах, такие игры отлично развивают наблюдательность детей - для того, чтобы что-то повторить, это необходимо сначала разглядеть и запомнить.

Следующим положительным моментом в этих играх является необходимость работать (или играть) с небольшими предметами. Этот факт дает развитие мелкой моторики пальцев рук. Добавьте сюда усидчивость и внимательность и получите просто идеальный набор положительного влияния на ребенка.

Четвертый вариант развить интерес к игрушкам подойдет детям с 4-6 лет. Именно в этот период можно предложить ребенку самому сделать игрушку. Если быть точным, то творчество будет совместным, однако малышу необходимо дать понять, что главным будет он, а родители будут просто помогать ему. За одно вы сможете оценить широту фантазии вашего любимого чада. Для начала постарайтесь сделать что-нибудь попроще. Материал изготовления существенного значения не имеет, лишь бы он не был травмоопасным для ребенка. Девочкам можно предложить сделать настоящий новый наряд для старой куклы, мальчиков больше должно заинтересовать что-нибудь техническое.

У нас есть один знакомый мальчик, который сделал в 5 лет «ежика». История занимательная и поучительная. Папа делал в коридоре ремонт, а малыш все время крутился рядом. Папа с самого детства не запрещал ему пользоваться маленьким настоящим молотком и шуруповертом (поставленным на очень малые обороты). Посмотрев на очередной отрезанный маленький брусочек, малыш предложил сделать ежика. Папа дал ему 10 маленьких шурупов, показал как их правильно вкрутить и дальше просто следил за процессом и помогал советами. Когда все шурупы были вкручены, ребенок сам догадался, что не мешает фломастером нарисовать ежику мордочку и наколоть на шурупы яблочко. Мордочку действительно нарисовали, а яблоко малыш сам вырезал из бумаги, раскрасил и прикрутил к ежику. Когда мама пришла с магазина, она долго не хотела верить в то, что все сделал ребенок самостоятельно.

Стоит обратить внимание, что еще одним фактором, влияющим на нежелание ребенка играть, является простота игры. В этом случае все просто – усложните правила игры и вам не понадобятся новые игрушки. Или же малышу можно предложить принципиально новую сложную для него игру. Поучите его играть в шахматы, шашки и т.д. Главный принцип – не нагружайте ребенка нюансами игры, дайте ему базовые знания. Еще очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус успеха, поэтому слегка поддавайтесь ему в играх. Если ребенок всерьез заинтересуется сложными играми (например, шахматами), то уже стоит углубляться дальше в правила игры, тем самым усложняя ребенку задачу и давая ему новые цели.

В самом конце хочется напомнить родителям старую мудрость, что количество игрушек и их цена обычно не влияют на привязанность к ней ребенка. Ребенку будет гораздо интересней с той игрушкой, которую он сделал сам или добился с ней определенных успехов. Игрушки, которые куплены по капризу малыша, редко завладевают его вниманием на длительный срок. Обычно они скоро превращаются в пылесборник в дальнем углу комнаты. Не тратьте на ребенка баснословные деньги, потратьте на него лучше лишний час своего внимания – это для ребенка гораздо дороже.

Новое на сайте

>

Самое популярное